Вопрос «Как стать гонщиком?» является одним из самых часто задаваемых нашими читателями (преимущественно, молодыми). В данном разделе мы рассмотрим наиболее вжаные ступени того пути, который необходимо пройти начинающему спортсмену, пилоту или штурману.
Безусловно, если рассматривать автоспорт, как хобби, то заняться им можно когда угодно. Другой вопрос – в каком возрасте нужно прийти в автоспорт, чтобы добиться в итоге сколько-нибудь значительных успехов? Естественно, любой эксперт скажет вам: чем раньше, тем лучше. Вне всяких сомнений, ребята, севшие за руль картинга в пяти-шестилетнем возрасте, к пятнадцати-шестнадцати годам имеют огромное превосходство над своими сверстниками. Наглядный пример тому – карьера украинского раллиста Юрия Протасова, который начал в далекие 90-е годы с картинга, а сейчас выигрывает гонки в чемпионате мира по ралли WRC 2.
Впрочем, если запах гоночного топлива проник в вашу кровь на втором или третьем десятке лет, ставить крест на мечте ни в коем случае нельзя. История знает совершенно разнообразные примеры – взять хотя бы девятикратного чемпиона мира Себастьена Лёба, который до 20 лет профессионально занимался гимнастикой, и лишь потом внезапно увлекся автомобильным спортом. На сегодняшний день Себастьен является самым титулованным раллистом мира по количеству чемпионских титулов, побед и подиумов в гонках, выигранных спецучастков и массе других показателей.
Кроме того, нельзя забывать о том, что различные дисциплины автоспорта предъявляют к спортсменам различные требования. Упрощенно говоря, если, например, в картинге вес пилота играет едва ли не решающую роль, то в ралли-рейдах он фактически не имеет значения – и так далее. Поэтому для каждой дисциплины существует свой оптимальный возраст, в котором лучше всего начать ее покорение.
Дисциплина Возраст
Картинг 5-6 лет
Кросс 8-14 лет
Кольцевые гонки 14-18 лет
Ралли (штурман)14-30 лет
Ралли (пилот)16-25 лет
Горные гонки 16-25 лет
Драг-рейсинг 18-20 лет
Дрифт 18-25 лет
Слалом 18-25 лет
Ралли-рейды 20-30 лет
Очень условно весь автоспорт можно разделить на две основные категории: спорт одиночек и спорт экипажей. К первой категории отнесем картинг, а также кольцевые, кроссовые и горные гонки – все те дисциплины, где пилот находится в автомобиле один. В большинстве случаев он сам принимает решения в ходе гонки и сам же потом за них отвечает. Противоположностью являются классическое ралли и ралли-рейды, где основой успеха является не столько способность самостоятельно принять решение, сколько умение работать в коллективе и безоговорочно доверять напарнику. Второе существенно отличие: если в дисциплинах первой категории спортсмены управляют автомобилем «на видимость», то в ралли и рейдах определяющим является умение ехать «на слух», то есть под диктовку штурмана.
Таким образом, выбирая дисциплину, нужно прежде всего понять, к чему вы больше склоняетесь по своему характеру и где видите себя в долгосрочной перспективе. Во всех случаях начинать лучше всего с картинга, который даст базовые знания о спортивной технике, траекториях, правилах соревнований и т.д. Прямая дорога из картинга ведет в кольцевые гонки, которые, по сути, являются его логическим продолжением. Аналогично кроссовые и горные гонки многими экспертами расцениваются, как некие ступени, ведущие к вершине автоспорта – классическому ралли. Что же касается рейдов, то в них участвуют, как правило, люди, имеющие богатый опыт выступлений в других дисциплинах.
Для того, чтобы начать правильно заниматься автоспортом, безусловно, нужен хороший тренер. При этом прежде, чем вверить свою автоспортивную карьеру (и деньги!) какому-либо специалисту, следует помнить о нескольких вещах.
Во-первых, на начальной стадии занятий спортом вам совершенно не обязательно необходим человек с громким именем. Далеко не всегда гонщик, прославившийся своей ездой, столь же талантлив по части преподавания. Кроме того, «звездный» пилот, безусловно, может рассказать вам массу секретов профессии – но поймете ли вы то, о чем он говорит? Не будет ли это напоминать разговор космонавта с членом авиамодельного кружка?
Запомните: делать первые шаги в автоспорте лучше вместе с тем человеком, который владеет даром объяснения сложных вещей простым языком. Для того, чтобы понять физику движения спортивного автомобиля, принципы управления им, азы стенограммы, премудрости спортивных документов и прочие основы автогонок, нужны не громкие титулы, а доходчивые, понятные объяснения. Поскольку если вы не поймете простого, вам не удастся постичь и сложного.
Еще одно железное правило, о котором нельзя забывать в поиске тренера, гласит: никто не может научить всему сразу. Как правило, человек, который утверждает, что умеет (и научит) управлять автомобилем, записывать стенограмму, обслуживать технику и строить карьеру одновременно, просто-напросто очень нуждается в ваших деньгах. Намного разумнее брать уроки у тех, кто является специалистом в конкретном деле. Упрощенно говоря, вождению лучше других научит пилот, записи и чтению стенограммы – штурман, работе с техникой – инженер, а построению карьеры – менеджер. А идеальным можно назвать такого наставника, который подберет команду разноплановых специалистов и с их помощью построит для вас индивидуальную учебную программу, сделав упор на то, с чем в первую очередь нужно работать именно вам.