На фоне «великой раллийной депрессии» 2014-2016 годов появление в дисциплине молодых талантов воспринимается уже едва ли не как чудо.
Давайте мысленно перенесемся на несколько лет назад, в «золотой век» украинского ралли, которым принято считать период 2010-2013 годов. Помимо сформировавшихся пилотов-лидеров, каковыми являлись Юрий Протасов, Александр Салюк-младший, Валерий Горбань, Юрий Кочмар, пелотон радовал внушительным количеством подающих надежды молодых ребят. С разницей в пару лет на раллийную орбиту вышли Антон Кузьменко, Николай Чмых-младший, Виталий Пушкарь, Тарас Кравченко, Дмитрий Радзивил, Ефим Важеевский, Денис Сидоров, Алексей Долот…
Обратите внимание: мы перечислили только тех пилотов, кто стабильно выступал в полном приводе – а значит, в перспективе мог дорасти (а кое-кто и дорос) до уровня не только национальных чемпионатов соседних стран, но и европейского, и мирового первенств. За их же спинами, в моноприводе, с горящими глазами ждал своего шанса еще добрый десяток молодых спортсменов, не имевших возможности в одночасье поменять технику – но так или иначе рассчитывавших на это.
Как это ни печально, но всего лишь трех лет хватило для того, чтобы из перечисленного выше списка в строю не осталось никого. Без лишнего пафоса можно сказать, что целое поколение быстрых молодых украинских раллистов исчезло, так и не реализовав своего огромнейшего потенциала. Да, многие из этих ребят имеют возможность при желании вернуться в спорт, однако говорить о перспективе в их случае, увы, уже не придется.
Но темные годы, похоже позади – и в украинском спорте вновь начинают появляться молодые, подающие надежды спортсмены. И если продолжать разговор исключительно о полном приводе, то, наряду с уже заявившими о себе Антоном Корзуном и Юрием Хомицким, пристальное внимание привлекает к себе 16-летний харьковчанин Вячеслав Проценко, который готовится отмечать свой первый юбилей – десятую гонку в качестве пилота в профессиональном ралли. При этом на счету Вячеслава уже есть пара-тройка небольших, но приятных достижений – как, например, подиумы на этапах чемпионатов Украины по ралли и мини-ралли.
При этом, говоря о карьере Проценко, нельзя не отметить два любопытных факта. Во-первых, после нескольких лет занятий картингом парень пришел в ралли – и сразу же сел в кресло полноприводного Mitsubishi. Да, в его активе значатся несколько гонок на моноприводной Citroen Xsara – однако они прошли не в рамках традиционной схемы «восьмерка – иномарка – полный привод». Нет, по словам тренера Вячеслава, Сергея Сергиенко, провести несколько гонок на «ксаре» нужно было только для того, чтобы лучше почувствовать возможности полного привода. Познать, как говорится, в сравнении.
Обратите внимание: и Корзун, и Хомицкий (а несколько раньше – и Пушкарь, и Кравченко) шли аналогичным путем – не тратя времени на монопривод, они сразу садились в кресло «лансера» или «импрезы». И нужно сказать, что все они своими примерами наглядно продемонстрировали успешность такого подхода.
Второй факт связан, опять-таки, с тренером – или, если хотите, с наставником Проценко. Буквально с первых шагов Вячеслава в спорте его сопровождает – как тактически, так и технически – опытный Сергей Сергиенко. И вновь-таки, нельзя не отметить, что, если раньше молодые спортсмены зачастую тратили несколько лет на то, чтобы постичь все «своим умом», то нынешние юниоры подходят к вопросу гораздо прагматичнее. Буквально с первых же шагов с ними рядом находится человек, чей багаж опыта и знаний позволяет избежать массы ошибок уже со старта.
Приносит ли пользу данный подход? А вот и посмотрим. Возьмем за точку отсчета начало сезона – сейчас, имея за спиной три гонки на свежепостроенном Mitsubishi Lancer Evo IX, Вячеслав проигрывает лидеру класса N4, Борису Гандже, в диапазоне 0,5 – 1,5 секунды с километра. Для новичка и это уже весьма неплохо – однако к концу 2017 года отставание, по идее, должно существенно уменьшиться…
Автор © Володимир Некрасов
Фото © Денис Сисин