Из года в год раллийное сообщество ломает голову: как сделать ралли доступнее? Возможно, пришло время оглянуться по сторонам…
Идея сделать ралли доступным, в первую очередь – для молодежи, может праздновать далеко не первый свой юбилей. В разные годы запускались программы по привлечению юниоров в автоспорт, был создан класс 2WD, потенциально привлекательный для участников серийного Трофея ФАУ и Кубка Лиманов – однако ощутимого притока новых спортсменов в ЧУ так и не замечено. И, судя по всему, единственным действенным решением может стать только создание некоего монокласса с жестким и при этом доступным техническим регламентом.
Предлагаем взглянуть на опыт наших коллег из автокроссовой дисциплины, которая всегда тесно переплеталась с классическим ралли. Только в сезоне-2019 в разных классах пробовали свои силы Юрий Хомицкий, Павел Копилец, Владимир Кондратенко, Вадим Ильясов, Андрей Яроменко, Юлия Гриценко. Давними участниками ЧУ по автокроссу являются пилоты, которые выходили и выходят на старт раллийных СУ: Александр Салюк-старший, Александр Фельдман, Николай Соболев, Николай Чмых, Андрей Шевченко, Александр Полосухин, Олег Пантелей и другие.
Так вот, ситуация с отсутствием наполняемости наблюдалась и в этой дисциплине – но громом среди ясного неба раздалась новость про учреждение нового класса «8С». За основу был взят технический регламент «кольцевого» класса «ВАЗ-2108», куда допускались автомобили с минимальными разрешенными переделками серийных деталей и агрегатов. Несмотря на то, что новые технические требования были опубликованы в конце марта 2019, уже в середине мая в рамках данного класса на старт первой гонки сезона в Харькове вышло 6 автомобилей. Забегая вперед, скажу — на второй и третий этап в этом классе выехало уже по 9 автомобилей.
Чем же отличается новый класс «8С» от всех остальных классов украинского автокросса? Вся суть кроется в названии, где буква «С» означает «стандарт».
В техническом регламенте класса «8С» указано следующее:
– допускаются автомобили производства ОАО «АвтоВАЗ» (модели 2108-2190); допускается установка двигателя, трансмиссии и тормозной системы ВАЗ на автомобили ЗАЗ-1102 и их модификации;
– минимально допустимый вес автомобиля – 810 кг;
– допустимые двигатели: ВАЗ-11183 и ВАЗ-21114 («калиновский» двигатель с высоким блоком, объем 1600 см3), при этом все детали двигателя должны оставаться стандартными (будь то ГБЦ, блок, распредвал и коленвал, поршни и шатуны, ресивер и дроссель), запрещены какие-либо виды облегчения и форсирования;
– подвеска: стандартные рычаги и тяги, задняя балка, амортизаторы, разрешены ПУ-сайлент-блоки и стальные крабы, запрещены ШС (кроме опоры стойки амортизатора), изменения кулаков, усиление балок, А-образные рычаги;
– трансмиссия – стандартная КПП может быть укомплектована блокировкой и спортивным рядом, привода – стандарт;
– самое главное — монорезина. Все автомобили, выходящие на старт гонки в классе «8С», должны быть обуты в одинаковые гражданские шины. В сезоне 2019 и 2020 годов это Белшина Artmotion Snow БЕЛ-357 и БЕЛ-347 (размеры 175/65/R14 и 175/70/R13 соответственно).
– в остальном – это все тот же спортивный автомобиль, который должен комплектоваться сварным каркасом безопасности, спортивными сиденьем и ремнями, огнетушителем и правильно закрепленным аккумулятором с выключателем «массы».
Обратим внимание на финансовую часть вопроса. Рассмотрим вариант переоборудования кузова ВАЗ-2108, когда-то гонявшего в кольце/ралли/кроссе. Цены приведены с учетом стоимости как новых компонентов, так и агрегатов на вторичном рынке:
– кузов ВАЗ-2108 с каркасом: от 1500$;
– ДВС ВАЗ 11183 (21114): постройка такого двигателя с использованием новых стандартных деталей потянет до 850$. Конечно, его можно купить на разборке за 500$ и больше ничего не делать, но тут надо понимать: этот двигатель способен прожить весь спортивный сезон без серьезных поломок и ремонтов только в случае, если он собран очень «дотошным» мотористом;
– КПП: стандартная коробка с разборки обойдется в 150$, а готовые варианты КПП с установленным спортивным рядом и блокировкой можно встретить по цене до 400$;
– резина: стоимость новой шины БЕЛ-357 – 35$. Чтобы обуть авто: 140$; Пару запасок лишними не будут: +70$=210$
– тормоза, подвеска и привода, охлаждение двигателя, топливная аппаратура: 500$;
– сиденье, ремни: 450$;
– ЭБУ: стандартные Январь 5.1 или 7.2 + прошивка: 200$;
Итого, накидывая немного на возможные непредвиденные расходы и работы, получаем 4500-5000$ за автомобиль, на котором можно ворваться в автоспорт и бороться за тумбочку еще с десятком таких же сорвиголов. Не бюджетно? Но теперь сравним получившуюся сумму со стоимостью конкурентного моноприводного автомобиля для ралли. Согласно объявлениям о продаже на форуме сайта rally.in.ua, стоимость таких машин варьируется от $8000 до $15000. А уж если принимать во внимание и стоимость обслуживания – разница просто колоссальная.
Первый сезон жизни нового класса подарил нам много зрелищной борьбы – ведь все участники находились в равных условиях и по мощности двигателя, и по «держаку» резины. Добавим, что к классу проявили интерес гонщики, которые успели стать легендами украинского автоспорта – на старт свои автомобили вывели Николай Соболев, Георгий Дусь, Николай Чмых. Бытовало мнение, что из-за множества стандартных узлов скорости автомобилей «8С» сильно просядут и спортсменам будет не интересно ездить на медленных автомобилях, а зритель тотчас же отвернется от этого класса. Но замеры времен прохождения круга показали, что автомобили класса «8С» уступают собратьям из 7 класса 1-2 секунды с круга, а автомобилям более «заряженного» 8 класса – не более 3-5 секунд с круга.
Чего же ждать от стандартного класса в следующем кроссовом чемпионате? Технический регламент после незначительных корректировок будет «заморожен» на несколько сезонов. Вполне возможно, что в число стартующих вольются не только спортсмены из других дисциплин, но и молодые спортсмены – участники юношеского зачета «Багги». Ведь ни для кого не секрет, что разрыв между классами юношеского багги и кузовными классами в спортивном и финансовом плане довольно велик. Ожидается, что класс «8С» сможет заполнить эту нишу и пересаживаться с багги на «кузова» юным гонщикам будет довольно просто и менее финансово затратно.
Итак, последуют ли примеру автокросса другие дисциплины автоспорта – и прежде всего, раллийная? Ведь если представить, что данный класс будет внедрен повсеместно, мы получим уникальную возможность видеть спортсменов-универсалов, которые смогут стартовать на одном и том же автомобиле и в автокроссе, и в ралли, и в ШКГ, и в горных гонках. Это ли не то, о чем мы так давно мечтали?
Автор © Олександр Михайленко
Фото © Александр Михайленко, Autokross Ukraine