Понятие «прототип» появилось в украинском регламенте только в нынешнем году – однако, по сути, автомобили, попадающие под это определение в стране уже есть.
Как один из первых приходящих в голову примеров – «ВАЗовский» кит-кар Lada 2112, принадлежащий Станиславу Пруссу. Еще в прошлом году мы удивлялись, увидев эту машину в заявке «лимановского» класса P7 – ведь по всем правилам ей полагалось бы находиться в классе PS6. Как оказалось, никакой ошибки нет – просто в привычный всем кит-каровский кузов Станислав установил двигатель объемом 1,8 литра!
Собственно, называть данную машину прототипом в чистом виде было бы некорректно – ведь в данном конкретном случае и кузов, и двигатель выпущены одним производителем. Больше того, интересующая нас модель с мотором 1,8 л выпускалась серийно и имела индекс Lada 21128. Однако в автоспорте такое сочетание появилось впервые именно с подачи Станислава Прусса; поэтому проект «Ралли в Украине» и решил расспросить его о сути и результатах данного эксперимента подробнее.
«Ралли в Украине»: Стас, для начала расскажи – откуда вообще возникла мысль о переоборудовании привычного кит-кара?
Станислав Прусс: В одной из гонок 2014 года на нашем кит-каре кончился мотор. Поскольку в нашем распоряжении было и по-прежнему есть два одинаковых автомобиля Lada 2112, мы решили провести эксперимент: сгоревший мотор отправить на ребилд и поставить на вторую машину, а в эту установить стандартный ВАЗовский 1,8-литровый мотор и посмотреть, что из этого получится.
«Ралли в Украине»: Стандартный? Неужели никаких переделок не было?
Станислав Прусс: Единственное, что мы изменили в стандартном моторе – это поставили четырехдроссельный впуск. Пришлось довольно долго повозиться с настройкой, которой занимался Толик Петрощук; но в конечном итоге все получилось. В остальном оба наших кит-кара одинаковы – подвески, коробки передач, другие основные узлы не отличаются ничем.
«Ралли в Украине»: Под какое топливо настраивали новый двигатель?
Станислав Прусс: Сначала пробовали даже под А95 – но, должен признать, тут, конечно, едет он вяловато. Сейчас автомобиль отстроен под 98-й бензин, нас с Мишей (Михаил Горшков – друг и штурман Стаса, с которым они периодически меняются местами в автомобиле – прим. автора) вполне устраивает. При этом мотор можно настроить и на 100-й бензин, но мы считаем, что полученная при этом мощность будет уже избыточной. Во-первых, это чрезмерная нагрузка на трансмиссию, коробку, привода… а во-вторых, пока хватает и той мощности, которая есть.
«Ралли в Украине»: Корректно ли будет озвучить какие-то точные цифры? Ведь самое интересное – это сравнить показатели обоих кит-каров…
Станислав Прусс: Пожалуй, наиболее важным является то, что у 1,8-литрового мотора ниже начинается полка момента. Если у 1600-кубового кит-кара она стартует примерно с 6000 оборотов, то у 1800-кубового – с 5500. А это очень существенно влияет на поведение машины, позволяет лучше разгоняться, меньше терять на переключениях и так далее. Что же касается мощности, то при использовании 100-го топлива ее можно довести примерно по 240 лошадиных сил.
«Ралли в Украине»: Ничего себе! Но 240 сил – это почти аналог твоей же Honda Civic…
Станислав Прусс: Верно, у «хонды» мощность составляет порядка 250 сил. В целом, я бы сказал, что на этих автомобилях вполне можно бороться друг с другом на равных. «Хонда» будет выигрывать на скоростных трассах за счет большей мощности и максимальной скорости; плюс у нее чуть больше база и колея. У кит-кара, в то же время, лучше и крепче подвеска, лучше развесовка, он лучше прыгает. На тяжелых трассах типа Херсона я бы не удивился, если бы кит-кар объехал «сивик» при прочих равных.
По большому счету, основное отличие между этими машинами заключается в том, что Honda построена по требованиям N-группы, а Lada – это А-группа. Другими словами, «хонда» – это спортивный автомобиль, а кит-кар – гоночный.
«Ралли в Украине»: Не можем не оставить без внимания интересующий всех вопрос – финансовый. Можно ли сравнить разницу в эксплуатации Honda и Lada?
Станислав Прусс: Сравнение будет не в пользу «сивика». Прибалты утверждают, что двигатель этой машины может пройти без ребилда до 3000 боевых километров; нам более реалистичной кажется цифра 1500 км. Это тоже немало, но ребилд у тех же прибалтов обойдется примерно в 4000 Евро.
В то же время кит-каровского мотора хватает на меньшее количество боевых километров, но при регулярном обслуживании он тоже может выходить сезон-два. И, само собой, ребилд, сделанный нами в Одессе, будет неизмеримо дешевле.
Что же касается качества запчастей, то, казалось бы, японское должно быть выше, верно? Но на самом деле, во-первых, сейчас уже не так часто можешь быть уверен, что покупаешь именно японское. С другой стороны, многие узлы для кит-каров мы уже научились делать сами, и проблем с ними давно нет. В итоге получается, что Lada существенно дешевле Honda, и при этом не уступает ей в надежности.
«Ралли в Украине»: Не думали о том, чтобы сдавать один или оба из кит-каров в аренду?
Станислав Прусс: К сожалению, кит-кар довольно дорого обходится в аренде. По стоимости боевого километра он не так уж далеко ушел от полного привода. Тому, кто считает затраты на выезды, проще купить этот автомобиль, чем арендовать его. Именно поэтому сейчас оба кит-кара выставлены на продажу.
«Ралли в Украине»: Напоследок – традиционный вопрос. Сами-то планируете стартовать в наступившем сезоне?
Станислав Прусс: Вот тут пока ничего конкретного сказать не могу. Отсутствие стабильности – в том числе, и стабильного спортивного календаря – пока не позволяет строить четкие планы на сезон.
Автор © Володимир Некрасов
Фото © Виктор Аджамский, Сергей Холодило