Пророков нет в отечестве своем – вспоминая эту библейскую мудрость, мы всегда продолжаем ее словами Владимира Высоцкого: «Но и в других отечествах негусто». Тем ценнее взгляд на украинское ралли «из другого отечества» – в данном случае из Латвии.
Немногие болельщики обратили внимание на то, что в числе официальных лиц первого этапа чемпионата Украины, ралли «Галиция», значились два CRO (офицера по связям с участниками). Один – хорошо известный в нашем ралли киевлянин Тарас Чернуха, бывший штурман и организатор движения болельщиков «Эпидемия Скорости». Второй… а вот второй из офицеров достаточно незаслуженно остался в тени.
Латыш по происхождению, житель Ливерпуля, Дзинтарс Каулакалнс приобрел широкую известность, как беззаветный энтузиаст ралли – и, в особенности, ралли с участием раритетных автомобилей. При его непосредственном участии в Латвии был учрежден отдельный зачет исторических автомобилей, в котором принимают участие не только классические раллийные ВАЗы, но и другая легендарная техника. Помимо этого, именно Дзинтарс является автором технических требований для раллийных грузовиков – уникальных «монстров», которые вызывают восторг зрителей на трассах Балтии.
Не преувеличивая, можно сказать, что появление внушительного прибалтийского десанта на ралли «Галиция» – во многом дело рук Дзинтарса. Сам он в шутку называет себя «Агентом 008» – специалистом по внедрению в новые раллийные регионы и чемпионаты. Ставя на карту свое имя и свое реноме, Каулакалнс неутомимо работает на благо развития автомобильного ралли не только у себя на родине, но и в соседних странах – в частности, в Украине.
Естественно, впечатления такого человека от увиденного в нашей стране имеют огромную ценность. Именно поэтому через некоторое время после «Галиции» мы связались с Дзинтарсом и получили от него своеобразный «отчет» о прошедшем ралли. Ниже мы приводим несколько полезных советов латышского организатора, которые вполне могут пригодиться его украинским коллегам…
«Не надо растягивать ралли на три дня. В Прибалтике самой распространенной является практика однодневных ралли, компактных и экономичных. Даже если хочется устроить большой праздник автоспорта, всю спортивную часть вполне можно уложить в два дня».
«В то же время, нужно стараться выделить больше времени на процесс ознакомления с трассой. Допускаю, что украинские экипажи хорошо знают свои дороги – но гости из Прибалтики впервые были в Карпатах, и им нужно проводить ознакомление без спешки».
«Если вы хотите видеть на своих ралли зарубежных участников, вся документация должна быть не только на украинском, но и еще на одном-двух иностранных языках. Это же касается и приглашений, и пресс-релизов, и ралли-гида. Чем больше языков – тем больше потенциальная аудитория участников и зрителей».
«Очень важно давать иностранным гостям максимальное представление о дорогах, ведущих к месту проведения соревнования. Кратчайший маршрут поможет составить Google – но рассказать о том, какие дороги лучше, где идет ремонт, где и в какие дни большой трафик, может только организатор».
«В продолжение этой темы – не менее важно выдавать гостям туристические карты, причем не по одной в руки, а по нескольку штук: для экипажа, для механиков, для сопровождающих и болельщиков. Эти карты стоят копейки на любой заправке, но на практике очень помогают. Хорошо, когда на них обозначены заправки, СТО, шиномонтажи и другие полезные объекты. Также помогут и визитные карточки с телефонами – это и забота о спортсменах, и реклама местного бизнеса».
«Зарубежным экипажам, особенно приехавшим издалека, нужно вручать памятные подарки независимо от занятого места. Допустим, приехали спортсмены из Германии. Разве это привычное событие для Украины? Почему бы не отметить такой экипаж памятным призом? В следующий раз он вернется и приведет за собой друзей».
«Меня спрашивали – могу ли я пригласить в качестве зрителя, например, Стасиса Брундзу? Я могу, но что он увидит? Те же самые экипажи, которые он видит в Литве или Латвии? Для того, чтобы вызвать интерес у таких гостей, нужно участие местных экипажей на исторической технике, которые не выезжают за границу и их можно увидеть только здесь. Тогда и гостям будет интересно».
«Ну и, конечно, говорить о гонке нужно заранее. Если готовится международное соревнование, то спортсменам нужно рассказывать о нем за 4-6 месяцев до старта. А если оно включено в зачет какого-то интернационального кубка – то и вовсе до начала сезона. Чем раньше начнешь готовиться, тем лучше получится ралли!».
Автор © Володимир Некрасов
Фото © Александр Василюк, архив Дзинтарса Каулакалнса