15:15 30 Березня 2017

ОСОБОЕ МНЕНИЕ: TRUSKAVETS GRAND PRIX

Понимаю, что многие читатели, возможно, уже устали от моих рассказов о трускавецких гонках – но, тем не менее, я выполняю обещанное и делюсь своими размышлениями в формате «Особого мнения».

Оговорюсь сразу – возможно, я не совсем объективен, и вот почему. Сразу же после окончания второго дня соревнований мы сорвались с трассы в Модричах, поехали в Славское, в самую гоночную гостиницу Западной Украины «Шале Фільварок», и поселились там еще на несколько дней. Вполне возможно, пиши я данную статью не в теплом уютном номере отеля в сердце Карпат, а в дождливом Киеве или, чего хуже, в машине по дороге домой – ее тон был бы другим. Но, как говорится, коли доктор сыт, то и больному легче.

Так или иначе, сделав скидку на умиротворенное состояние автора или не делая ее, читателям все равно рекомендуется на несколько секунд закрыть глаза и представить себя в центре небольшого, но известного на всю страну курортного городка. Вас окружают шумные палатки с сувенирами, чаем, медом, игрушками, вышиванками, мехами, картинами, магнитиками и прочей мишурой. Где-то рядом, судя по запаху, готовят бограч и жарят шашлыки. Солнце не припекает, но уже ощутимо греет, и вам так и хочется снять куртку и полной грудью вдохнуть свежий весенний воздух…

Представили? Можете открывать глаза и читать дальше.

Проведение автомобильного соревнования в городе – это головная боль, какую мало кто может вообразить. Начиная с планов, разрешений и согласований и заканчивая воплощением всего спланированного, разрешенного и согласованного в реальности – это сплошной менингит, причем цитрамон тут тоже не помогает. Собственно говоря, именно поэтому подавляющее большинство автогонок проходят либо на специально построенных для этого спортивных объектах (автодромах), либо подальше от городов и вообще любых населенных пунктов. И дело даже не в том, что в горах дороги интереснее. Дело, прежде всего, в том, что в горах намного меньше потенциальных жертв несчастного случая.

Однако мировая идеология уже минимум полвека заключается в том, что если автомобильный спорт не популяризировать среди широких народных масс, то массы эти в два счета переключатся на виртуальные игрушки в смартфонах, а автоспорт останется наедине с самим собой, то есть без зрителей – а, следовательно, и без спонсоров. Что, как нетрудно догадаться, быстро приведет к полному вымиранию автогонщиков как подвида Homo Sapiens. Поскольку в Европе эту идеологию все понимают, то и гонщики там еще водятся в больших количествах; ну, а у нас их давно пора заносить в Красную Книгу.

И вот в этом контексте формат, который предложили публике организаторы «Гран-при Трускавца», однозначно является наиболее сбалансированным и перспективным. Первый день – гонка непосредственно в центре города, частично прямо в пешеходной зоне, где хочешь ты или не хочешь, но людей всегда предостаточно. Второй день – соревнования за городом, в лесу, горах или полях, безразлично. Как показала практика, если суббота будет зрелищной и привлекательной, то в воскресенье люди поедут и в лес, и в горы, и в поля.

Конечно, аналогичные подходы практикуют и организаторы ралли, проводя в первый день зрительские супер-спешиалы и различного рода потешные гонки. Но, во-первых, при нынешнем количестве экипажей в Украине все «зрелище» занимает от силы полчаса, а во-вторых, даже для этого людям нужно куда-то ехать. Возьмем, например, Херсон, где вот уже двадцать лет в городской черте проводится традиционная параллелька – но при этом микрорайон Таврический не является излюбленным местом отдыха горожан и туристов. Соответственно, оказаться там в нужный момент случайно невозможно – а значит, количество зрителей, увы, из года в год ограничивается друзьями и родственниками гонщиков. ОК, плюс-минус жители окрестных домов.

Понимаете, по большому счету, проводить автогонки – все равно, что торговать сувенирами. Если вы поставите палатку у входа в Ужгородский или Мукачевский замок, у вас купят все от сорнякового чая до вязаных носков с надписью «Зірка Карпат». Но если вы расположитесь на живописном пустыре на окраине города, ваш дебет с кредитом не сойдутся никогда. Ну, или вам нужно будет инвестировать миллионы в постройку шикарного ТЦ и его рекламу – но тогда это уже не будет пустырь.

Аналогия, надеюсь, понятна? Поскольку у автоспорта нет денег на постройку сверкающих дворцов из стекла и бетона в тех местах, где это удобно ему, остается только одно – идти навстречу людям. Проводить соревнования тогда, там и в таком формате, который будет удобен потребителю. Причем не тому потребителю, который уже хочет приобрести данный товар, только не знает, где и как. Нет, потребителю ленивому, избалованному зрелищами, индифферентному. Балуваному, як та Галя з анекдота.

Да, для этого нужна мощная и искренняя поддержка властей, административных структур, бизнеса. Да, получить ее крайне сложно – но, как показала практика, можно. И присутствие мэра Трускавца не только на официальных церемониях, но и в зрительской фан-зоне во время заездов – лучшее тому подтверждение.

Заканчивая статью, поймал себя на простой мысли – а что я? Я ведь тоже потребитель, только, пожалуй, еще более требовательный, чем другие. Мне ведь нужно не просто зрелище, которое я вот уже лет двадцать как люблю. Мне нужно, чтобы автоспорт развивался в правильном направлении, чтобы росло количество его поклонников, а следом за ним, в геометрической прогрессии, и количество спортсменов, журналистов, спонсоров. И вот мне, как требовательному потребителю, такие гонки, как «Гран-при Трускавца» – бальзам на раны.

Хочу еще.

Автор © Володимир Некрасов

Фото © Владимир Некрасов

Читайте також: