Интернет давно и прочно вошел в нашу жизнь – это бесспорно. Но, судя по всему, далеко не каждый пользователь полностью понимает важность такого сегмента, как социальные сети.
Как водится, в качестве примера будем рассматривать себя))). Проект «Ралли в Украине» существует вот уже почти десять лет. За это время интернет изменился настолько радикально, что перечислить все появившиеся в нем «фишки» просто невозможно – поэтому мы пока остановимся только на одной из них. Назовем ее общим термином «социальные сети».
Те, кто следил за ралли или участвовал в нем десять и более лет тому назад, прекрасно помнят времена, когда самой главной проблемой было получение информации. Где найти регламент соревнования? Как узнать об изменениях, которые вносятся в программу? Куда и когда поехать, чтобы увидеть гонку? Каким образом получить свежие новости ? Где посмотреть фотки и видео? Как, в конце концов, найти эти чертовы результаты?
В наше время ответы на все эти вопросы дают соцсети – в большей степени Facebook, в меньшей Twitter, Youtube, Instagram и прочие изобретения человечества. Большинство соревнований имеет свои страницы, новости публикуются в профильных группах, видео выкладываются на специализированных каналах. В целом, при желании найти любую информацию можно в течение нескольких минут, причем для этого не обязательно даже включать компьютер. Как показывает статистика, примерно половина заходов на сайт «Ралли в Украине» осуществляется с мобильных устройств – смартфонов и планшетов.
Эта доступность, как ни странно, сыграла с автоспортом достаточно злую шутку – так, в результате развития интернета буквально на глазах стало падать количество зрителей непосредственно на соревнованиях. Зачем, спрашивается, торчать полдня в пыли и на солнце, если все самое интересное покажут и расскажут прямо в телефоне? Тенденция, прямо скажем, глобальная – посмотрите хотя бы на своих детей, которые давно уже не играют в футбол во дворе, предпочитая планшеты и приставки.
Однако, перефразируя восточную мудрость, если мы не можем заставить верблюда пить воду, нужно хотя бы привести его к реке. И если современный зритель и болельщик хочет, чтобы ему рассказали и показали автоспорт при помощи интернета – значит, задача организаторов гонок, спортсменов и журналистов заключается в том, чтобы сделать это наиболее удобным, простым, увлекательным и современным способом. И, конечно же, таким способом являются, прежде всего, социальные сети.
С появлением приложений для смартфонов соцсети стали сопровождать нас всегда и везде – и это ощутимо сказалось на работе электронных СМИ. Приведу в качестве примера два материала, опубликованных нами практически одновременно – пресс-релиз команды Eurolamp WRT о ралли Польши и анонс предстоящего любительского ралли в Днепре. Не поленитесь, посмотрите внимательно на количество просмотров каждого из этих материалов.
Посмотрели? Не правда ли, странно, что новость о выступлении самой крутой украинской команды в чемпионате мира собрала за три дня 88 просмотров, а анонс маленького любительского ралли за два дня – более 600? На самом деле, ничего удивительного. Секрет в том, что ссылка на первую из этих новостей не была выложена в Фейсбуке.
Увы, но тенденция сегодняшних дней такова, что люди – вы, читатели – практически перестали «просто так» заходить на сайты, даже на самые интересные. Большинство пользователей обычно листают новостную ленту Facebook – и если в ней попадется интересный заголовок, идут на сайт читать полный текст. Если же заголовок в ленте не встретится, то материал, каким бы он ни был увлекательным, просто никто не заметит. ОК, ну почти никто.
Отсюда следует простой вывод: если мы все хотим (а я, как преданный поклонник ралли с 20-летним стажем, точно хочу), чтобы о нашем спорте узнавало как можно больше людей, мы должны как можно более активно пользоваться соцсетями – и, в первую очередь, Фейсбуком. Понятно, что в этом месте у читающего могут возникнуть некоторые вопросы – что ж, ниже я постараюсь смоделировать их и дать понятные ответы.
Зачем все это нужно? Фейсбук – не более, чем развлечение.
Вот уж нет. Времена, когда соцсети использовали для знакомств и обмена прикольными фоточками, прошли. Большинство коммерческих компаний в наше время содержит в штате от одного специалиста по SMM (Social Media Marketing) до целого отдела, отвечающего за это направление. И если влияние соцсетей на прямые продажи – вопрос дискуссионный, то для создания имиджа бренда это просто категорически необходимая вещь. А ралли – тоже бренд, и ему тоже нужен имидж.
Ладно, я увидел заголовок, зашел на сайт и прочитал статью. Чего вы еще от меня хотите?
Ну в самом деле, нельзя же быть таким эгоистом. Мало прочитать статью, обзор или новость – надо, чтобы это сделали и другие. А иначе как мы собираемся увеличивать популярность ралли, если информация о нем не будет выходить за пределы нашего – весьма узкого, отметим – круга?
Ну хорошо, я поставлю «лайк», и все мои друзья увидят, что данную статью стоит прочесть. Правильно?
Да, но не совсем. Безусловно, большое количество «лайков» под конкретной публикацией привлечет к ней дополнительное внимание. Но этого мало. Для того, чтобы максимально увеличить аудиторию читателей, понравившимся материалом нужно поделиться в своей новостной ленте или в какой-то группе, где вы состоите. Таким образом вы пригласите к прочтению не только тех, кто уже увлекается автоспортом, но и остальных своих друзей.
С какой же это радости я буду делиться статьей, в которой говорится не обо мне, а о моем сопернике?
А с той радости, что, расширяя круг поклонников ралли, вы автоматически делаете более узнаваемым не только себя или своего конкурента, а весь спорт в целом. Прикольно, что за вами и вашей борьбой следят сто друзей – но если это количество вырастет в десять, двадцать, сто раз, то выиграют от этого все: и вы, и ваш конкурент. Как минимум потому, что гоняться на глазах у нескольких тысяч человек интереснее, чем в полном одиночестве.
Хитрый ты, Некрасов. Хочешь, чтобы мы делились твоими публикациями – и раскручиваешь с помощью этого свой сайт…
Ну, во-первых, никто не говорил, что делиться надо только моими статьями. Слава Богу, еще не все журналисты отчаялись и не все сайты об автоспорте закрылись – так что найти интересные и разнообразные публикации можно в разных источниках, не только в данном.
Во-вторых, чего душой кривить, я заинтересован в том, чтобы мои статьи читало как можно больше людей. Как сказал когда-то Алексей Попов, «вряд ли я буду получать удовольствие, комментируя Формулу-1 для десяти эскимосов, живущих в трех юртах». Как любой творческий человек, я хочу работать для большой аудитории – в этом смысл моей профессии и моего проекта.
И в-третьих, в распространении материалов по соцсетям есть жесткая прагматическая составляющая. Чем больше людей будут вовлечены в раллийное движение, тем более привлекательным станет оно для бизнеса. Статья или видео, которые видели 100 человек, вряд ли заинтересуют потенциального спонсора – другое дело, если просмотров будет 10 000 или 100 000. Но таких результатов можно добиться только и исключительно общими усилиями…
Итак – делитесь, господа! Ссылками на статьи, фотогалереи, профессиональное или любительское видео, анонсы и обзоры, интервью и аналитику. Делитесь даже рекламными постами – пусть люди видят, что купить спортивный автомобиль подчас можно дешевле, нежели сделать ремонт на даче. Делитесь всякий раз, когда видите красивый кадр или интересный заголовок. Чем чаще вы будете это делать – тем больше надежда на то, что автоспорт в Украине вернет себе ту популярность, которой он заслуживает…
Автор © Володимир Некрасов
Иллюстрации: https://freerangestock.com/