Карина Сероклин, пилот одного из автомобилей безопасности на ралли «Чумацкий Шлях», рассказывает о своих впечатлениях от херсонской гонки.
«На Херсон требуются нули» – это сообщение в одном из любительских автоспортивных сообществ повторялось несколько раз. Означало оно, что на ближайший этап чемпионата Украины, ралли «Чумацкий шлях», проходящее 8-9 сентября в Херсоне и его окрестностях, требуются так называемые экипажи безопасности.
Сообщение обрастало подробностями (возможен допуск без каркаса, требуется клиренс выше среднего), и как-то неожиданно стало ясно, что можно поехать. Для автоспортсменов-любителей возможность проехать по настоящей трассе целого этапа чемпионата Украины – бесценна, упускать ее было бы непростительно, и мы решили позвонить...
Конечно, общее понимание задачи у нас было. Сэйфити-кары (обозначаются цифрами 0, 00, 000, а также буквами А, К и др.) – это автомобили, которые организатор соревнований пускает перед основным спортивным каналом. Первый из них закрывает трассу соревнований для обычного движения, своим появлением дает сигнал о готовности судейским постам, зрителям, и иногда даже зазевавшимся местным жителям, которым «надо вон туда». Но это в общем – а что конкретно надо делать?
Сначала было много телефонных разговоров с официальными лицами чемпионата и херсонского этапа. Начинались все они примерно одинаково – с вопроса «Вы же понимаете...?»
…что от «нуля» требуется 100% доезд?
…что при этом ноль не должен ехать медленно, чтобы не помешать другим экипажам безопасности (на «Чумацком шляхе» нас было четверо) и не затормозить спортивный канал?
…что трасса херсонского ралли сложная и опасная даже по признанию профи?
…что у нас не должно быть никаких вопросов по пониманию правил ралли, чтению дорожной книги и карнета?
Ну, и так далее. Отдельно оговорили наличие экипировки – на юбилейном 25-м Чумацком шляхе проводилась очень атмосферная церемония открытия, где все участники, в том числе и экипажи сэйфити, проезжали через подиум. А поскольку в качестве торжественной арки выступали Очаковские ворота Херсонской крепости 1778 года постройки, все должно было быть красиво.
И вот нас допустили! Проникнувшись оказанным доверием, мы со штурманом собрали в кулак все свои опасения, пообещали друг другу не ехать «на ушах», и собрались в путь. В день выезда прогноз обещал проливные дожди на все три дня соревнования. Трасса грунтовая, а точнее – глиняная. Но поскольку машина у нас частично полноприводная, а формальных ограничений по резине для сэйфити не существует, такие мелочи, как погода, не могли нас остановить…
Программа у нулей и сэйфити почти такая же, как и у остальных участников, за исключением административных и технических проверок – их у нас нет. Накануне субботнего ознакомления дождь таки прошел, поэтому допы в карьере и вокруг него выглядели достаточно стрёмно. Участники вязли в мокрой глине, висли на брустверах (пропись на боевых машинах запрещена, и они писали трассу кто во что горазд – от полноценных тренировочных полноприводных машин до семейных универсалов почтенного возраста), разворачивались поперек трассы на крутых подъемах карьера.
Нам повезло – то ли мы ехали всё-таки не очень быстро, то ли нас спасал полный привод и зимняя резина, но единственной неприятностью для нашего авто была жуткая разбалансировка колес из-за тяжелой тягинской глины в дисках. А еще – непривычно большой расход топлива (точнее, непривычные по длине после любительских ралли допы).
Увлекшись ознакомлением, чуть не опоздали на старт первого спецучастка. Не успели ни помыться, ни заправиться, и смотрелись очень смешно на фоне нарядных боевых авто, только что чистенькими спущенных с лафетов. Тут-то и начиналась наша работа: первый доп, знаменитая херсонская «параллелька», на которой сэйфити и «нули», так же, как и спортивный канал, стартовали парами. У нас получилось даже смоделировать самый эффектный момент этого допа – одновременное прохождение машин под узким мостиком и по нему.
На торжественном открытии у Очаковских ворот мы были приятно удивлены необыкновенно благодарными херсонскими зрителями. С нашей абсолютно стоковой машиной фотографировались и фотографировали детей, мальчишки собирали автографы у всех участников, включая нас. Это было невероятно мило, и вдохновляюще с точки зрения возрождающейся – хотелось бы верить – популярности нашего любимого спорта.
Ну а в воскресенье утром, за час до старта первого экипажа по маршрутному листу, мы были в сервис-парке. Получили убедительный инструктаж от организатора и первыми ушли на доп. Погода, вопреки прогнозу, была отличная, дорожка подсохла, иии... это было ярко!
Конечно же, мы из всех сил старались ехать безопасно, но буквально в спину нам дышал намного более громкий и быстрый «000», а с экипажем «00» мы даже виделись, когда нас сближала конфигурация извилистой дорожки. В общем, расслабляться не было никакой возможности, да херсонская трасса этого и не предполагает. Крутые, абсолютно слепые подъемы и спуски, коварные повороты с уменьшающимся радиусом, не менее коварные длинные прямики, которые на скорости больше 100 перестают быть такими уж прямиками; настоящие трамплины «не прыгать! тормоз!»…
Лужи, прописанные в стенограмме, почти высохли, зато после первого прохождения спортивного канала из-под земли появились крупные камни. А еще, как из-под земли появлялись собачки и даже один местный житель. Тут-то мы и порадовались тому, что ехали не «на все деньги» – успевали оттормозиться, побибикать одним и провести ликбез другому. Ни одна собачка не пострадала).
Многие участники ЧУ солидарны в том, что финиш в Херсоне – это уже победа (из 21 заявленного экипажа в этот раз финишировали 14). Для нас победой был уже старт в Херсоне, но и про финиш мы, пожалуй, согласимся). Несмотря на безопасный режим нашей езды, опасностей и сюрпризов на этой трассе хватало, а ведь мы, напомню, прежде всего обещали организатору стопроцентный доезд.
В общем, езда нулем – это как раз тот случай, когда быстро ехать страшно, а медленно - стыдно)). Кажется, нам удалось поймать этот баланс и кайф от этого. Спасибо организаторам за доверие, Херсону – за погоду и гостеприимство. Еще не отпустило и очень хочется вернуться!
Автор © Карина Сіроклин
Фото © Антон Реуцкий, Карина Сероклин