Третий этап чемпионата Украины по ралли, проходивший во Львове, оставил после себя массу вопросов, связанных не только со спортивной, но и с организационной частью соревнования.
Наряду с явными положительными моментами (большое количество участников, зрителей и представителей СМИ, разнообразная качественная полиграфия, различные конкурсы для болельщиков и т. д.) ралли «Perlova Galychyna» продемонстрировало и ряд отрицательных сторон украинского автоспорта: неточность в составлении документации, небрежность в подготовке трассы, спорные судейские решения, невыполнение графика соревнования и прочее. В связи с этим прокомментировать прошедшую гонку мы попросили как спортсменов, так и официальных лиц ралли «Perlova Galychyna».
Эгидиус Тутинас, тренер Юрия Протасова, Ace Racing (1-й в абсолютном зачете):
«Мне кажется, решение оставить результаты СУ4 в силе было правильным. Иначе надо было бы не только аннулировать результаты этого допа, но и вообще убрать из гонки проходящие по нему СУ 6, 7 и 9. В итоге осталось бы всего 50% боевой дистанции – и что это было бы за ралли? А разговоры о том, что Юра выиграл гонку благодаря этому допу, я даже не слушаю. Я знаю, что он ехал не на пределе своих возможностей, с запасом скорости, и если ситуация вдруг изменилась бы, он мог бы добавить еще».
Юрий Шаповалов, Фокстрот Ралли Тим (2-й в абсолютном зачете):
«На СУ4 лично я не видел никого, кто бы предупреждал о неправильном расположении ретардера, поэтому я влетел в этот поворот полным ходом на скорости около 200 км/ч. Нам просто повезло – мы не попали прямо в покрышки, которые, видимо, уже разбросали до нас, а только лишь зацепили одну из них, получив небольшие повреждения. Если бы мы не допустили ошибку немного дальше на том же СУ, у нас вообще было бы великолепное время на том допе.
А потом начались технические проблемы, в которых мы никак не могли разобраться. Перестал работать антилаг, компьютер показывал, что упало давление в турбине. Понять и устранить проблему мы смогли только на последнем сервисе, после СУ8. Оказывается, в какой-то момент у нас перестали работать две форсунки, и менее обогащенная смесь залила свечу. В итоге СУ7 мы ехали на трех цилиндрах, и потеряли там довольно много времени. К счастью, после устранения проблемы мы поехали в полную силу, сумели отыграть потерянное время и вышли в итоге на второе место».
Степан Мазур, Mazur Rally Team (4-й в абсолютном зачете):
«Доволен результатом, доволен новым штурманом, но абсолютно не доволен происшествием на СУ4. Да, когда мы ехали по нему, какой-то человек действительно предупредил нас об опасности, и я замедлился перед ретардером. Но, насколько я понимаю, экипажи впереди нас этого предупреждения или не видели, или не заметили. Уверен, что в данной ситуации обязательно нужно разобраться: что стало причиной такого происшествия. Оставлять это без внимания ни в коем случае нельзя – ведь если бы вместо покрышек там были, например, кучи гравия, трагедия была бы неизбежна».
Александр Дмитренко, Elita Sport (5-й в абсолютном зачете):
«Очень доволен тем, что после долгого отсутствия вернулся в пелотон. Когда Саша Фельдман предложил проехать эту гонку с ним, я некоторое время колебался, не был уверен в том, какое решение принять. Но буквально после первых же минут на ознакомлении почувствовал, насколько мне здорово и комфортно ехать в этом экипаже. Немного недоволен своими ошибками (одна из них привела к небольшому вылету на одном из первых воскресных допов), но общее впечатление от общения и работы с Сашей просто восхитительное. После финиша я сказал ему, что в случае необходимости готов стартовать с ним в любое время. Как сложится дальше – посмотрим».
Алексей Яновский (2-й в классе А3):
«Гонкой я в целом доволен, машина ехала, ничего не ломалось, все получалось. Перед тем злосчастным ретардером на СУ 4 я тоже видел мужчину, который размахивал какими-то яркими тряпками, но, честно говоря, так и не понял, что он хотел сказать – думал, просто перевозбужденный болельщик:). Как я умудрился не врезаться в эти покрышки? Исключительно благодаря тому, что у 112-й просто превосходные тормоза, и остановить ее гораздо проще, чем N-групповой «Лансер» или «Импрезу».
Жаль, что сошел Игорь Сторчак, соревноваться с ним всегда очень интересно. Мои аплодисменты Руслану Кучеру, который в этот раз ехал просто великолепно и победили в классе более чем заслуженно».
Александр Скочик, AT-Rally Team (7-й в классе N4):
«После ряда аварий мы поехали по-новому, начали искать предел своей скорости не сверху, а снизу. И остались очень довольны показанным результатом. Если бы не две ошибки (одна – на финише параллельки, вторая на первом же воскресном СУ), мы были бы шестыми в абсолюте; а так, с учетом ошибок – лишь девятые. Однако ввиду того, что у Леши еще не полностью восстановилась подвижность руки, и ему непросто было переключать передачи, результатом довольны. По крайней мере, и мне, и Леше нравится тот путь, по которому мы сейчас пошли, и я вижу его перспективность».
Юрий Кочмар (сход):
«В этой гонке у нас наиболее популярной передачей была задняя:). Шутка, конечно, но очень правдоподобная – я даже не знаю, сколько раз мне приходилось ею пользоваться. В основном, конечно, это были наши ошибки – нас разворачивало, приходилось выбираться из кюветов… Одна из таких ситуаций произошла и на СУ4 перед этим самым ретардером – мы тормозили настолько резко, что развернулись боком и заглохли.
Кстати, по ретардерам у меня есть и еще один вопрос – а почему они были не только не на том расстоянии, которое указано в дорожной книге, но еще и не той конфигурации? Абсолютно не понимаю, почему и зачем организаторы устраивают для нас такие ловушки».
Ирина Коломейцева, Tsunami Rally Team (сход):
«На СУ4, где мы ехали сразу за Салюком, нам просто повезло – Желудову удалось каким-то чудом попасть в проем между двумя покрышками, которые разлетелись от удара Салюка, а судьи не успели вернуть их на место. По прибытии на финиш этого допа я указала судьям на данную опасность и требовала остановить спецучасток или пустить его в свободном режиме. Я делала это из соображений безопасности, не зная, опередит нас Протасов или нет – ведь к тому моменту он еще не финишировал на этом допе, и никто не знал его результат. Я в любом случае настаивала бы на отмене этого допа, потому что это было очень опасно, и это была вопиющая ошибка.
Причиной нашего схода стала не ошибка пилотирования, как написали многие электронные СМИ, а техническая проблема – у автомобиля срезало шпильки заднего колеса, которое попросту отвалилось. Хорошо, что это произошло на довольно медленном участке трассы. Опять-таки из соображений безопасности мы решили убрать машину с дороги на обочину – видимо, из-за этого журналисты и решили, что мы вылетели с дороги. Очень прошу всех представителей СМИ не публиковать непроверенную информацию – если не знаете правды и не имеете возможности ее выяснить, лучше не пишите ничего».
Игорь Чаповский, Троица Ралли (сход):
«Перед ретардером на СУ4 я просто увидел какого-то мужика, который размахивал двумя красными флажками или чем-то таким. Я подумал, что за поворотом что-то случилось, возможно, авария – и сбросил скорость. И поэтому попал в этот ретардер – вот и все.
Если честно, мне уже просто жаль Сашу Салюка, который часто едет первым и постоянно получает на свою голову разные проблемы – то автобусы едут в лоб, то джипы, теперь вот ретардеры стали переносить… А вообще-то, это вопрос к «нолям» - почему они не предупредили судей на посту «Финиш» об опасности? Если им не хватает для этого знаний и понимания ралли, значит надо менять таких «нолей» на более опытных.
О своей аварии скажу просто: я поехал слишком самонадеянно. На предыдущем СУ7 я показал очень хорошее время, и мне показалось, что я могу в таком темпе закончить всю гонку. Оказывается, нет – к такому темпу я пока не готов… Жаль, что из-за досрочного схода не удалось получить максимум удовольствия и пользы от гонки. Конечно, расстроен и тем, что сильно пострадала машина. Но своей скоростью и результатами на некоторых допах я очень доволен».
Оксана Александрова, Prime Rally Team (сход):
«Мы не видели никаких предупреждающих сигналов об опасности, мы просто вылетели из очень скоростного поворота, увидели прямо перед собой покрышки и просто потеряли дар речи. Нам еще очень повезло, что их немного раскидали те, кто попал в них раньше нас – иначе мы вообще могли бы перевернуться от сильного удара. Я настаиваю на том, что из ситуаций, подобных львовской и каменецкой, пора извлекать уроки и делать соответствующие выводы».
Михаил Серветник (сход):
«Про ретардер ничего не скажу, до этого места мы просто не доехали, вылетели раньше. Однако я, зная привычки и стиль наших организаторов, просто-напросто при ознакомлении с трассой умышленно записываю расстояние до ретардера неправильно, то есть немного меньше указанного в легенде. Этим я гарантирую сам себе, что в любом случае, как бы ни поставили ретардеры, я успею затормозить и попаду в них.
По поводу схода? Нам было очень обидно. Ведь мы смогли вытащить машину и вернулись на дорогу, но, понимая, что не укладываемся в норму времени, поехали сдавать карточку. А потом оказалось, что норма времени была указана неправильно – просто нам об этом не сообщили. Еще один пример «отличной» организации наших гонок».
Автор © Володимир Некрасов
Фото © Сергей Холодило, Ярослав Черненко