В следующие выходные, 22-23 июля, в Украине впервые пройдет соревнование, совмещающее в себе идеологию ралли и мини-ралли одновременно.
На самом деле, переоценить важность данного события трудно. Гонка, получившая название «Львовский Стандарт», войдет в зачет сразу двух серий – Кубка Лиманов и Кубка Карпат. Основная изюминка данного эксперимента заключается в том, что Кубок Карпат позиционируется, как классическое ралли, тогда как Кубок Лиманов представляет собой совершенно уникальную, рожденную в Украине дисциплину «мини-ралли».
Каким же образом организаторам «Львовского Стандарта» удалось «скрестить ежа и моржа»? Ну, для начала отметим, что обе серии используют схожий формат проведения соревнования. Обычно это двухдневная гонка, где первый день отводится различного рода проверкам, ознакомлению с трассой и торжественной церемонии открытия, а второй – непосредственно боевым заездам и награждению победителей. В этом смысле никому ничего менять не пришлось.
Влияние «лиманов» сказывается, прежде всего, на маршруте соревнования. Если в классическом ралли принято использовать не менее двух неповторяющихся спецучастков, то формат мини-ралли предполагает наличие одного СУ, по которому пелотон проходит шесть раз, по три в каждом направлении. Именно по такой схеме и пройдет «Львовский Стандарт» образца 2017 года.
Карпатский «взнос» в общее дело также касается маршрута соревнования, только в части его покрытия. Как известно, «лиманы», в 90% случаев проходящие на юге страны, предлагают спортсменам исключительно грунтовые дороги. Одним из немногих исключений было ралли «Подолье», бывшее этапом Кубка Лиманов в 2006 году и проходившее в Каменце-Подольском (до сих пор этот город оставался самой западной точкой, в которую забирался Кубок Лиманов).
Трасса же «Львовского Стандарта» будет отличаться от привычных «лимановских» дорог весьма существенно – и езда по каменистому карпатскому гравию вполне может поставить перед участниками серии ряд сложных задач.
«Конечно, машина будет вести себя не так, как на грунте, будет больше скользить, – говорит пилот экипажа Pruszynski Rally Team Владимир Гнатенко. – Но этого совершенно не нужно бояться. Просто нужно делать все немного заранее, ехать так, как чувствуешь, и не стараться никому ничего доказать.
Я не считаю себя большим специалистом по гравию. Когда-то мне очень многими советами помог Саша Новинский – с его помощью я успокоился, страх ушел. Конечно, первые километры мы ползли, но, по мере понимания нового для себя покрытия, понемногу прибавляли в скорости. Неприятных сюрпризов не было, все было ожидаемо и прогнозируемо. В итоге сегодня гравий – мое любимое покрытие».
Помимо непривычной техники пилотирования гравийное покрытие способно озадачить постоянных участников мини-ралли еще и необходимостью правильно подобрать покрышки. Если на грунтовых гонках зачастую крайне востребованной бывает зимняя «расшиповка» или легендарный грязевый КХ, то тащить в Карпаты их совершенно ни к чему.
«Гравийные трассы хороши тем, что они всепогодные, – комментирует Владимир, – поэтому КХ там будет бесполезен. В идеале, если вдруг будет дождливая погода, то на мокрый гравий нужно ставить либо более мягкий состав, либо дорезанную гравийную резину. Однако при нынешней ситуации в украинском ралли – я думаю, все поедут на обычном гравии, на котором и ездят другие этапы Кубка Лиманов».
Новая трасса будет непривычной не только для участников «лиманов», но и для их постоянных болельщиков. Если специфика степных гонок позволяет просматривать большие куски трассы, находясь на отдалении от нее, то в горах это невозможно – а значит, зрители волей-неволей будут подбираться поближе к дороге. Само собой разумеется, это не только мешает гонщикам, но и представляет опасность для самих болельщиков. И в этой связи людям – и взрослым, и детям – нужно быть особенно осторожными.
«С точки зрения водителя – главное, чтобы зрители не выходили на саму трассу и не стояли в непосредственной близости от нее, – объясняет Гнатенко. – Чтобы не подвергать себя опасности, болельщики должны соблюдать стандартные правила безопасности: выполнять требования официальных лиц, не заходить за ленточки и не стоять снаружи поворота.
Но карпатские гонки имеют и еще одну особенность – вылетающий из-под колес гравий. И если при проезде моноприводных авто, возможно, это будет не так страшно, то из-под колес полноприводных машин будут вылетать просто пулеметные очереди гравия! Этот фактор обязательно надо учитывать при выборе места для просмотра».
Автор © Володимир Некрасов
Фото © Светлана Кутовая
Графика © Владимир Некрасов