Праздники позади – и мы предлагаем вам почитать большое интервью с вице-чемпионом Украины по ралли 2019 года Юрием Хомицким.
Порой дороги судьбы бывают столь извилистыми, что остается только удивиться. Если бы в начале 2000-х годов Юрию Хомицкому сказали, что он будет руководителем собственного ателье по постройке спортивных автомобилей, вице-чемпионом Украины по ралли и непререкаемым авторитетом во всем, что касается марки Subaru – он бы вряд ли поверил в такую «сказочку». Крутить железки в троещинском гараже – очень увлекательное, но все-таки хобби. Разве может путь к вершине начинаться с таких, мягко говоря, скромных стартовых позиций?
Как показало время – может. Сезон 2019 года команда DENSO X-Team завершила в статусе чемпиона Украины по ралли, а лидер коллектива, Юрий Хомицкий, лишь по дополнительным показателям уступил титул абсолютного чемпиона своему давнему сопернику Антону Корзуну. При этом, если принимать во внимание только скоростные показатели, Хомицкий не имел себе равных – на его счету 14 выигранных спецучастков (т.е. ровно 25% из 56 состоявшихся допов).
Как обычный киевский школьник стал быстрейшим пилотом страны? Именно это проект «Ралли в Украине» и попытался выяснить в ходе «дружественного визита» на базу команды X-Team, находящуюся в одном из пригородов столицы.
«Ралли в Украине»: Пусть это будет банально, но первый вопрос, который я задам – почему именно Subaru?
Юрий Хомицкий: Ну, а о какой еще машине может думать пацан с Воскресенки, у которого неподалеку от школы открылся один из первых в Киеве автосалонов этой марки? Как только я увидел за стеклом витрины Subaru GT, я тут же понял, что хочу себе такой автомобиль. Понятно, что денег на него не было и близко, да и до водительского удостоверения было еще много лет – но ни о какой другой машине мечтать я уже не мог.
«Ралли в Украине»: На чем приходилось ездить в реальности – пока мечта не сбывалась?
Юрий Хомицкий: Впервые за руль я сел примерно в семь лет, и это был, кажется, «Запорожец». Потом были и «восьмерка», и «девятка», и «шкода». Но правда в том, что я с самого детства ездил за рулем – и ездил не так, как другие. По воспоминаниям родителей, я даже на педальной машинке гонял не так, как все дети.
Возможно, кстати, дело в генах. Мой отец – профессиональный водитель, а дед был начальником автоколонны, и в подчинении у него было до тысячи человек. Так что автомобили, в некотором смысле, – наше семейное дело.
«Ралли в Украине»: Тем не менее, ты не сразу пришел к тому, что это станет и делом твоей жизни?
Юрий Хомицкий: Больше того – я даже думать не мог о том, что буду заниматься тем, чем занимаюсь сейчас, а мы с тобой будем сидеть там, где мы сейчас сидим. Я получил юридическое образование, работал над созданием ветряной электростанции в Крыму. Но потом случился кризис 2008 года, инвестор упаковал чемоданы и помахал нам ручкой. Я посидел пару месяцев без дела, с семьей и маленьким ребенком – и решил, что надо превращать хобби в работу.
«Ралли в Украине»: Откуда у тебя взялся опыт обслуживания автомобилей?
Юрий Хомицкий: Поскольку я очень хотел Subaru, а купить новую из салона не мог, я постоянно следил за объявлениями в газетах типа «Автобазар». И в какой-то момент мне подвернулась разбитая Impreza за приемлемые деньги. Я быстро купил ее и привез в гараж на Троещину. После этого столкнулся со сложностями по покупке запчастей и длительным процессом восстановления. Так все и началось. Забавно, кстати, что некоторые детали той машины до сих пор стоят на моем основном спортивном автомобиле.
«Ралли в Украине»: Ну и, конечно же, имея Subaru, грешно было бы не попробовать себя в автоспорте…
Юрий Хомицкий: Да, однажды мой друг Андрей затащил меня на «Чайку» и уговорил принять участие в любительском ралли. Думаю, что это было примерно в 2008 или 2009 году. Я с первой же попытки занял то ли второе, то ли третье место в абсолюте – и пошло-поехало…
«Ралли в Украине»: У кого ты учился?
Юрий Хомицкий: Не подумай, что я этим горжусь – но ни у кого.
«Ралли в Украине»: Как так?
Юрий Хомицкий: Давай я задам тебе встречный вопрос. Вот ты, без сомнений, знаешь в украинском ралли всех. Назови мне людей, у которых стоит учиться? Именно тех, кто известен, как тренер, а не как быстрый гонщик? Кто умеет не только ездить, а еще и учить?
«Ралли в Украине»: Нууу… сходу, наверное, приходит в голову Сережа Фаюк.
Юрий Хомицкий: Вот. Правильно. Я тоже в этом году пришел к такому выводу, и стал с ним общаться. Мы обнаружили очень много общего в понимании ралли, а также много тем, на которые нам интересно разговаривать. Фаюк умеет объяснять, очень хорошо знает теорию, иногда он соглашается со мной, иногда я с ним – нам вместе интересно, и это продуктивная работа. Ну, а назови еще кого-то?
«Ралли в Украине»: Сложно сказать… Если подумать, наверное, назову несколько фамилий.
Юрий Хомицкий: Вот именно, что несколько. Пусть три-четыре человека – и это на всю страну. Причем это, во многих случаях, не будут титулованные спортсмены. Кто быстро ездил – не обязательно может научить этому других. Поэтому, когда мне говорят: «Да кто такой Фаюк, что он выиграл?», – я отвечаю – ребята, для меня не имеют значения титулы человека, 30 минут общения могут сказать больше, чем титулы и слухи. Не смотрите на вывеску, смотрите на человека.
Плюс, мне кажется, что тренер должен не только обладать нужными знаниями и уметь их передать, но тебе еще должно быть чисто по-человечески с ним комфортно. Я никого не хочу обидеть, но с некоторыми людьми банально не получается найти общий язык. Так что, поверь, выбрать тренера не так-то просто.
«Ралли в Украине»: Хорошо, но работе со стенограммой ты же должен был у кого-то научиться?
Юрий Хомицкий: Если ты помнишь, в 2012-2013 годах, когда в чемпионате боролись Валера Горбань и Саша Салюк, встал вопрос о том, что для безопасности нужны быстрые «ноли». И тогда по инициативе комитета ралли была создана программа Rally Start…
«Ралли в Украине»: Конечно, помню – я тогда входил в состав комитета ралли и тоже работал над этой программой…
Юрий Хомицкий: Ну вот, а координировал ее штурман Горбаня, Женя Леонов, за что я ему очень благодарен. В рамках этой программы я проехал «нолями» весь чемпионат Украины – и именно тогда получил от Жени основные, базовые представления не только о трассах ЧУ, но и о стенограмме.
Но сейчас я могу сказать, что я своей стенограммой недоволен, Жека бы явно меня за нее отчитал. Она стала слишком безопасна – и от этого получилась слишком опасной.
«Ралли в Украине»: Объясни, пожалуйста, более подробно эту мысль.
Юрий Хомицкий: Когда я записываю трассу, я склонен «замедлять» некоторые повороты – якобы, для большей безопасности. Затем, когда я еду в боевом режиме, я понимаю, что здесь можно было бы ехать и быстрее. Что-то удается отметить прямо в ходе гонки – но, в основном, это ощущение остается в голове. И при повторном проезде по спецучастку ты начинаешь подсознательно «искать» те места, где тебе казалось, что можно ускориться. В итоге это получается не безопасно, а совсем наоборот.
«Ралли в Украине»: Тем не менее, в прошедшем чемпионате ты выиграл больше всех спецучастков – даже несмотря на несовершенную, как ты говоришь, стенограмму…
Юрий Хомицкий: Скажу еще кое-что – на большинстве этапов чемпионата 2019 года у нас машина не ехала так, как должна. Фактически, на полностью исправном и идеально работающем автомобиле мы проехали только два первых спецучастка ралли «Столица» и всю дистанцию ралли «Ворота Украины».
«Ралли в Украине»: Честно говоря, это звучит невероятно. Как так могло получиться?
Юрий Хомицкий: «Столица» была своего рода «несчастным случаем», там нас подвела крохотное резиновое колечко – просто некачественная деталь. А на остальных гонках проблема была одна и та же – буквально на первых же спецучастках у нас загибало клапана в моторе, и остаток дистанции до финиша мы доезжали примерно с 70% мощности двигателя.
«Ралли в Украине»: Странно слышать такое от человека, который не только сам обслуживает свой автомобиль, но и осуществляет техническую поддержку клиентских экипажей…
Юрий Хомицкий: Как раз в этом-то и кроется причина. Именно потому, что мы сами готовим свои автомобили, мы постоянно стремимся к поиску новых инженерных решений, которые позволят сделать технику мощной и надежной одновременно. Вот одно из таких решений и создало проблему, с которой мы не могли разобраться в течение половины сезона. Как только нашли способ избежать ее – сразу же автомобиль поехал «как надо», и «Ворота Украины» мы тут же выиграли.
«Ралли в Украине»: Ну, а потом был «Чумацкий Шлях» – и это, конечно же, тема отдельного разговора…
Автор © Володимир Некрасов
Фото © Евгений Олейников, Владимир Некрасов, Лукьян Турецкий, Александр Василюк