Высказанная в ходе интернет-обсуждений регламента идея о внедрении в украинском ралли монотоплива начинает приобретать вид конкретного предложения.
Вообще, сама концепция унификации того или иного гоночного элемента, будь-то покрышки, топливо или что-то еще, давно признана работающей, и весьма удачно, в разного рода моносериях. В Европе, как в кольцевых гонках, так и в ралли, существует множество разнообразных монокубков, в которых участвуют только автомобили определенной марки и модели. Вполне логично, дав спортсменам одинаковую по энерговооруженности технику, обязать их, кроме того, ехать на одинаковой резине или заливать одинаковое топливо.
Несколько сложнее обстоит дело, если речь идет не о монокубке, а об обычной гоночной серии, где едет разнообразная техника. Разный диаметр используемых колесных дисков мешает ввести правило «моношины», а присутствие в пелотоне одновременно турбированных и атмосферных моторов усложняет введение правила «монотоплива». Фактически, подобные вещи можно внедрять только в рамках какого-то одного класса машин, в котором достаточно четко обозначены технические требования.
Единственным на сегодня удачным экспериментом, имевшим место в украинском ралли, было использование моношины Pirelli K4 на автомобилях класса N4 в период с 2011 по 2013 годы. Тогда компания Ascania Racing, являвшаяся официальным дилером шин Pirelli в Украине, обеспечивала все экипажи необходимым количеством покрышек, а также выездным шиномонтажом, позволявшим бортировать колеса непосредственно на соревнованиях. Все это позволяло участникам класса существенно экономить свои бюджеты; как следствие, концепция, хоть и не сразу, но была воспринята позитивно.
Что же касается монотоплива, то попыток внедрить его до сих пор никто не предпринимал. Наибольшие сомнения вызывала стабильность качества топлива, которое, как известно, может отличаться даже на разных заправках одного и того же бренда. Ну, а поскольку двигатели спортивных автомобилей весьма чувствительны к характеристикам топлива, рисковать никто не хотел – каждый настраивал свой мотор под то топливо, в которое верит.
Однако времена меняются. По имеющейся неофициальной информации, в обновленном регламенте ралли, который предлагается заморозить на три года, с 2016 по 2018, появится одно, но существенное ограничение, касающееся топлива, а именно: во всех национальных классах, включая полноприводный 4WD Open (новое названиеУ4000), будет разрешено использование бензина с октановым числом не выше 100. И в свете такого новшества внедрение монотоплива становится намного более логичным, чем до того.
Именно так, по всей вероятности, рассуждает президент Харьковского автоклуба Алексей Беседин, вынесший на суд общественности свое предложение по использованию монотоплива. В качестве такового предлагается бензин A98 Super производства Orlen Lietuva, изготовляемый на хорошо известном Мажейкяйском НПЗ. Все необходимые сертификаты качества Алексей передал в комитет ралли для изучения.
«Наши старые друзья и партнеры, XADO и ОВИС, готовы помочь в реализации этого плана, – рассказал проекту «Ралли в Украине» Беседин. – На данный момент стоимость растаможенного топлива составит порядка 27 гривен за литр, может быть, чуть дороже. Есть возможность не только привозить топливо в нужным количествах на соревнования, но и отправлять заранее для настройки двигателей бочками по 50, 100 или 200 литров. Все это возможно как в Южной и Центральной, так и в Западной Украине, где проходит много раллийных соревнований».
Добавим к сказанному, что бензин с октановым числом 98 может использоваться не только в турбированных двигателях полноприводного класса 4WD Open, но и в атмосферных моторах моноприводных классов. Фактически, многие спортсмены и сейчас используют бензин А100 – при этом постоянно жалуются на его отсутствие на тех или иных заправках и нестабильность качества. Соответственно, появление одинакового топлива с постоянными характеристиками должно, по идее, обрадовать не только полный привод, но и весь пелотон.
Итак, предложение сделано – что скажут спортсмены? Для одних монотопливо – возможность соревноваться в равных условиях. Для других – экономия средств. Для третьих – исчезновение одной из возможностей увеличить мощность двигателя. Чья точка зрения перевесит?
Автор © Володимир Некрасов
Фото © Алексей Сокол, Владимир Некрасов