Традиционно наибольший интерес зрителей на трассе и болельщиков у компьютеров вызывает топовый класс Р8 – фактически, он же разыгрывает между собой и призовые места в абсолютном зачете Кубка Лиманов.
Существует мнение, что кризис, накрывший украинский автоспорт в 2014 году, больнее других ударил по «бюджетным» классам – мол, там у людей и так не было денег, а теперь и вовсе не стало. То ли дело – полноприводная тусовка; им кризисы как с гуся вода. Кто мог потратить на гонку несколько тысяч Евро, тот и сейчас может – было бы желание.
Точка зрения, конечно, привлекательная – прежде всего, потому что позволяет многим оправдать собственные неудачи при помощи неких внешних факторов. Однако если обратиться к нашей любимой статистике, то эта суровая дама разобьет все подобные теории легким движением костяшек на счетах. Судите сами. Начиная с 2013 года, справедливо считающегося пиковой точкой развития украинского ралли, количество участников полноприводного класса Р8 в Кубке Лиманов менялось следующим образом:
2013 – 30 первых пилотов
2014 – 27 первых пилотов
2015 – 23 первых пилота
2016 – 18 первых пилотов (после трех этапов)
Не правда ли, показательная динамика? Так и хочется продемонстрировать ее тем, кто постоянно жалуется на нехватку денег, запчастей, расходников, мест в гостиницах и холодного пива в ларьке. Посмотрите и убедитесь: богатые тоже плачут, просто не ноют. Собственно, в этом и заключается разница между теми, кто ищет способ, и теми, кто ищет причину.
Впрочем, несмотря на некоторое сокращение количества участников, класс Р8 по-прежнему полон яркими, интересными пилотами и автомобилями. И первым в этом списке назовем, конечно же, Руслана Топора и его черный Lancer Evo. Сложно представить, что каких-то шесть лет назад Руслан был одним из болельщиков, наблюдавших знаменитый полет Саши Салюка на ралли Турции – а теперь он сам выигрывает гонки и возглавляет абсолютный зачет Кубка Лиманов!
При этом говорить о случайности успехов одессита не получится при всем желании. Вдумайтесь: с прошлой осени никто, кроме Топора, не выиграл ни единого этапа «лиманов». Продолжится ли его серия из четырех побед подряд на ближайшей одесской гонке? Посмотрим, посмотрим… Однако совершенно ясно то, что именно Руслан является основным фаворитом в борьбе за чемпионский титул по мини-ралли 2016 года.
Не меньше восхищения заслуживает идущий в чемпионате вторым Дмитрий Роткевич, для которого нынешний сезон стал дебютным в полном приводе. Точно так же, как Дима на обычной «восьмерке» поразил всех своей скоростью на ралли «Золотая Осень Карпат» в далеком уже 2006 году, – так же он вызывает восторг своей нынешней ездой на девятой эволюции «лансера». По нашему мнению, Роткевич – именно тот пилот, кто может навязать лидеру реальную борьбу на оставшихся этапах чемпионата.
Одинаковое с Дмитрием количество очков набрал и опытнейший Владимир Петренко – и от матерого волка также можно ожидать чего угодно. Там, где менее искушенные в раллийном деле Топор или Роткевич могут совершить неловкое движение или необдуманный маневр, Владимир Олегович спокойно возьмет свое, без нервов и суеты. Возможно, в его глазах меньше азарта и горячности – однако по части рассудительности и прагматизма Петренко даст фору большей части пелотона.
Достаточно неожиданно в группу лидеров нынешнего сезона ворвался киевлянин Юрий Хомицкий – единственный, кто борется за подиумы, управляя при этом автомобилем Subaru. Относительно небольшой раллийный опыт Юра компенсирует старанием, упорством и тренировками – и, как показывает практика, такой подход приносит результат. Если бы не досадный сход на втором этапе серии в Николаеве, Хомицкий наверняка находился бы в тройке лидеров; впрочем, это место и сейчас вполне ему доступно.
Замыкает пятерку фаворитов еще один опытный игрок – вице-чемпион страны по классическому ралли 2008 года Юрий Шаповалов. Будь Юрий Анатольевич чуть посвободнее «по жизни», имей он время для регулярных тренировок, как это было в свое время – и первой тройке жилось бы намного менее спокойно, нежели сейчас. Увы, сейчас Юрий Шаповалов стартует лишь по возможности (к примеру, третий этап турнира ему пришлось пропустить) – а с такой тактикой, к сожалению, не повоюешь. И тем не менее, присутствие этого пилота на трассе украшает любую гонку и делает интереснее любую борьбу.
Конечно же, на пяти первых пилотах интрига в классе не заканчивается. Всем интересно посмотреть, будет ли прогрессировать пересевший на полный привод Ярослав Кадученко, доберутся ли до финиша однозначно быстрые, но невезучие в этом году Борис Ганджа и Владимир Кондратенко, подтянутся ли к лидерам Дмитрий Рель и Андрей Шевченко… И лишь одного пилота, стартовавшего в этом сезоне, мы на трассе больше никогда не увидим – в турнирной таблице против фамилии Алексея Долота стоят печальные прочерки. И хотя жизнь, конечно же, продолжается, боль этой утраты никогда не покинет нас…
Автор © Володимир Некрасов
Фото © Владимир Некрасов, Виктор Аджамский