Безусловно, говорить о богатстве выбора применительно к Украине довольно-таки тяжело. Раллисты, как максимум, могут сравнивать чемпионаты страны по ралли и мини-ралли; кольцевикам же и вовсе приходится разрываться между «Чайкой» и «Чайкой». Пожалуй, в наших условиях можно говорить разве что о выборе дисциплины, коих, несмотря ни на что, существует довольно много.
В Европе же ситуация, мягко скажем, немного иная. Когда человек определился с тем, в какой дисциплине он хочет выступать, варианты гоночных серий перед ним открываются самые разнообразные. Если же учесть, что в одной и той же серии можно стартовать на разной технике, выбор становится просто огромен.
Чем же руководствуются спортсмены, принимая решение о том, где, на чем и с какими задачами стартовать? Проект «Ралли в Украине» обратился с этим вопросом к одному из немногих украинцев, не только выступающих, но и живущих в Европе – Глебу Кутепову. Нам показалось, что именно Глеб, с его системным аналитическим подходом к спорту, может обстоятельно рассказать о том, что представляет собой процесс выбора гоночной серии. Так оно и получилось…
По словам Глеба, рассматривая для участия в 2017 году ту или иную гоночную серию, он руководствовался рядом критериев, по которым оценивал каждый из вариантов. Критерии были такими:
- Репутация. Каждый сезон должен приносить прибавку к репутации гонщика, поскольку без этого невозможен дальнейший диалог со спонсорами.
- Навыки. В каждом сезоне нужно учиться чему-то новому, поскольку без этого невозможен дальнейший профессиональный рост пилота. Этот пункт можно разделить на три подпункта:
а) Машина. Чтобы улучшить технику вождения, нужно ехать на более быстрой или более сложной в управлении машине. Как вариант – на другом типе привода.
б) Трассы. Тяжело прогрессировать в рамках одной и той же дороги, какой бы сложной она ни была.
в) Конкуренция. Соперники должны быть не слабее тебя, чтобы изначально ты находился как минимум в середине пелотона. Выигрывать одну и ту же гонку или серию из года в год – скучно и неэффективно с точки зрения профессионального роста.
- Бюджет. Самое жесткое ограничение, которое есть практически у каждого спортсмена любого уровня.
Именно комбинация этих критериев и является определяющей при выборе той или иной серии. К примеру, можно улучшить навыки вождения в локальных гонках (возможно, даже больше, чем, например, в чемпионате мира), однако это не улучшит репутацию спортсмена. Можно проехать еще один сезон в прежней серии на том же автомобиле – в узких кругах это улучшит репутацию, но вряд ли существенно повлияет на навыки. Таким образом, перед гонщиком стоит задача максимизировать сочетание «навыки + репутация» в рамках бюджета.
Итак, разобравшись с базовыми критериями оценки, мы передали слово Глебу Кутепову, который на протяжении нескольких месяцев собирал информацию о разных кольцевых гоночных сериях – и тщательно ее обрабатывал…
«После удачного сезона, принесшего титул чемпиона Германии, мне поступило много предложений продолжить выступления на переднеприводной машине в рамках VLN. Я рассудил, что без смены техники приобрести новые навыки не получится, да и прибавка к репутации в данном случае была бы минимальной – поэтому эти варианты я отбросил. Это были бы покатушки «на интерес». Многие ездят так годами, но у меня немного другие цели – а потому я обратил внимание на следующие серии:
GT4 Euroseries (Европа)
Серия на автомобилях класса GT4 (Porsche Cayman, BMW M3), проходящая на европейских и британских трассах. Она идеально подходила и по навыкам, и по репутации. Кроме того, GT4 серьезно развивается в Европе и, думаю, со временем станет одной из самых крупных. За последние несколько месяцев я только и слышал, что такая-то компания выводит на рынок новый автомобиль класса GT4 – Mercedes SLS AMG GT4, Nissan 370z GT4 и так далее. К сожалению, бюджет данной серии выходит за мои рамки, так что – не в этом году.
Renault Clio Cup (Центральная Европа)
Несмотря на то, что со времен Clio третьего поколения данная серия стала несколько поскромнее, она по-прежнему остается актуальной и воспитывает пилотов, которые в дальнейшем выступают в TCR и WTCC. Мне предлагали выступить в Clio Cup, но речь шла о переднеприводном автомобиле, по мощности уступающем Опелю. С другой стороны, здесь можно очень сильно прокачать навыки борьбы, так как в каждой гонке собирается сильное поле участников. И все же, взвесив все за и против, я решил не выступать в Clio Cup в этом году. Кстати, на автомобиле, на котором мог бы стартовать я, поедет Никлас МакШин – действующий чемпион ETCC, который в 2016 году неплохо «потолкался» с Сергеем Кравцом во время этапа на Нюрбургринге.
BMW Compact Cup (Британия)
Серия подкупает разнообразием трасс, большим стартовым полем (до 60 машин) и жесткой конкуренцией. Для меня основной минус – в машине. Я проехал один этап немецкой серии BMW 318ti Cup и у меня остались об этом только хорошие впечатления, но, к сожалению, вернуться к мощности в 150 сил – это шаг назад. С другой стороны, это недорогой автомобиль, к которому есть навалом подержанных запчастей в Британии. Расходы на него небольшие, а за счет дешевизны запчастей есть возможность приблизиться еще больше к границам своих возможностей и даже потолкаться с соперниками. Расходы на перелеты незначительные (порядка 30 евро за билеты туда и назад из Берлина), так что приезжать в Британию на семь этапов серии не составило бы труда.
Mitjet (Франция)
Митджет – это очень интересный рамный кит-кар с 230-сильным двухлитровым мотором от Renault Clio. Благодаря тому, что машина весит всего 750 кг, круг по трассе она проходит ненамного медленнее, чем серийный Porsche. Однако при этом и сам автомобиль, и его сервис предоставляется за вполне умеренную цену. Благодаря этому на старте разных этапов регулярно собирается полтора-два десятка машин. Собрав воедино все эти факторы, можно получить картину весьма привлекательной и стабильно прогрессирующей гоночной серии.
Electric GT (весь мир)
Это первая GT-серия на электромобилях Tesla. Организаторы строят 15 гоночных автомобилей Tesla, и набирают 15 пилотов, которые проведут за рулем сезон на международных трассах. Пока что неизвестно, на каких именно автодромах и в рамках каких мероприятий пройдут эти гонки, однако набор пилотов на конкурсной основе уже идет, и каждый желающий может подать заявку. Я подал свою и уже получил ответ в духе того, что организаторы оценили мою гоночную историю). Вообще, у этих людей очень амбициозный проект, и я надеюсь, что серия состоится. Тем не менее, что-то мне подсказывает, что в 2017 году Electric GT пройдет без меня.
Porsche Carrera Cup (Италия)
Я очень хотел бы проехать эту серию, и общался по поводу нее с Tsunami RT. Здесь есть все, что нужно – разнообразные трассы, мощные автомобили Porsche, серьезная конкурентная борьба. К сожалению, мой бюджет пока не для этой серии. Уверен, что рано или поздно я выступлю в Porsche Cup – но не все сразу».
Что же в итоге выбрал на сезон Глеб Кутепов? В ближайшее время, когда у украинца будет подписан контакт, мы узнаем это наверняка – а пока что каждый может проанализировать прочитанное и подумать, какой выбор сделал бы он сам? Ну, а если в процессе раздумий возникнут новые, более глубокие вопросы, наши читатели могут задать их непосредственно Глебу – например, при помощи его страницы в социальной сети Facebook.
Фото © Официальные сайты гоночных серий