16 Липня 2015

Правила

Как показывает практика, у людей, которые впервые оказываются на соревновании по ралли, возникают примерно одни и те же вопросы. Ниже мы приводим наиболее часто встречающиеся из них – естественно, вместе с ответами, которые помогут начинающим болельщикам быстрее разобраться в увлекательном мире автомобильного ралли.

ЧТО ТАКОЕ РАЛЛИ – ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

В: В чем заключается суть раллийных соревнований?

О: Целью спортсменов, которые принимают участие в соревнованиях по ралли, является преодоление комбинации из так называемых «дорожных участков» и «специальных участков». Дорожные участки необходимо преодолевать за строго определенное время, причем как опережение, так и опоздание караются штрафом. Специальные участки необходимо преодолеть как можно быстрее.

В: Сколько километров преодолевают спортсмены за одну гонку?

О: Суммарная протяженность специальных участков колеблется от 100 км (национальные соревнования) до 300 и более км (этапы чемпионата мира). Общая дистанция гонки (дорожные секции + специальные участки) может, таким образом составлять до 1000 км.

В: Что такое «специальный участок»?

О: Специальный участок (или СУ, или «доп») – отрезок автомобильной дороги определенной протяженности, который перекрывают с обеих сторон на время гонки. Учитывая, что спортсмены будут стараться ехать по этому участку как можно быстрее, любое перемещение пешеходов и транспорта во время соревнований является крайне опасным, а потому строго запрещено.

В: Откуда гонщики знают, куда нужно ехать – ведь дорог-то множество?

О: Перед началом соревнования все экипажи проходят процедуру регистрации, где каждому выдают так называемую Дорожную книгу. При помощи системы специальных символов в ней детально описан маршрут соревнования. Каждый экипаж имеет право до начала гонки дважды проехать по этому маршруту; эта процедура называется «ознакомлением с трассой».

В: Сколько спортсменов принимают участие в соревнованиях?

О: Количество спортивных автомобилей, которые могут стартовать в ралли, ограничивается только возможностями трассы принять их и наличием желающих стартовать. Среднее количество стартующих в национальном чемпионате Украины составляет около 40 экипажей, в «Кубке Лиманов» – около 50 экипажей, в международных соревнованиях – около 70-100 экипажей, в национальных чемпионатах некоторых европейских стран – до 150 экипажей.

В: Неужели все эти автомобили соревнуются друг с другом, несмотря на разницу в технических характеристиках?

О: Нет, автомобили, которые принимают участие в ралли, делятся специальным регламентом на несколько классов. Классы отличаются друг от друга рабочим объемом двигателя, а также количеством и степенью разрешенных доработок.

В: Правда, что все автомобили стартуют одновременно?

О: Нет, в ралли спортсмены стартуют через определенные промежутки времени. Обычно первые десять экипажей начинают движение с интервалом в две минуты, остальные – с интервалом в минуту.

В: Как можно, стоя на трассе, догадаться, что соревнование уже началось или закончилось?

О: Проезд спортивных автомобилей по любому специальному участку происходит согласно определенному расписанию. Сначала трассу проверяют официальные лица; за ними с определенным интервалом проходят несколько автомобилей, которые обозначены номерами «000», «00» и «0». Когда эти автомобили достигнут финиша спецучастка и подтвердят, что трасса свободна от препятствий и готова к соревнованию, происходит старт спортивных автомобилей. Однако гонка считается начавшейся сразу же после проезда первого из автомобилей безопасности.

Собственно говоря, окончание гонки на каждом специальном участке также обозначается проездом специального «закрывающего» автомобиля, который не является спортивным и не имеет определенного стартового номера, однако оборудован звуковыми и световыми сигналами.

ЗНАКИ КОНТРОЛЯ РАЛЛИ

Ралли, как и обычное дорожное движение, подчиняется целому ряду специальных дорожных знаков, которые так и называются – знаки контроля. Ниже мы приводим изображения основных знаков контроля ралли, а также их обозначения.

Начало зоны КВПост КВ
Контроль времени
Знак, представляющий из себя циферблат на желтом фоне, обозначает начало зоны контроля времени (КВ) и устанавливается примерно за 25 метров до аналогичного знака на красном фоне. В свою очередь, тот устанавливается непосредственно в том месте, где будет находиться пост КВ.
Старт специального участка
Старт специального участка
Знак, изображающий флаг на красном фоне, устанавливается на расстоянии от 50 до 200 метров от знака «Пост контроля времени», и обозначает начало спецучастка – то есть точку, с которой идет отсчет времени каждого экипажа на дистанции.
Финиш специального участкаФиниш специального участка
Финиш специального участка
Клетчатый флаг, нарисованный на желтом фоне, предупреждает участников о близости финиша специального участка. Непосредственно же финиш обозначается таким же знаком, только на красном фоне.
Знак STOP
Стоп
Знак с надписью STOP устанавливается на расстоянии от 100 до 300 метров после финиша специального участка. Он предписывает экипажу в обязательном порядке остановиться, с тем, чтобы судьи, находящиеся на посту, смогли сделать соответствующую отметку в контрольной карте.
Конец зоны контроля
Конец зоны контроля
Знак, внешне напоминающий обычный дорожный знак «Конец всех ограничений», устанавливается на расстоянии порядка 50 метров после судейского поста на старте или финише специального участка; его назначение очевидно – обозначить окончание зоны контроля времени.
Контроль прохождения дистанцииКонтроль прохождения дистанции
Контроль прохождения дистанции
Данная пара знаков (желтый – предупреждающий, красный – предписывающий) устанавливается на дистанции переезда между специальными участками. Судьи, находящиеся на таком посту, обязаны ставить в контрольную карту экипажа отметку о том, что он проходит по дистанции в соответствии с легендой. Само собой, располагаться такой пост может где угодно, чтобы обеспечить необходимый элемент внезапности контроля.
Зона дозаправкиЗона дозаправки
Зона дозаправки
Данная пара знаков обозначает начало и конец зоны дозаправки, которая зачастую может находиться вне зоны сервиса. Это бывает, например, в тех случаях, когда дистанция спецучастков, расположенных между заездами на сервис, больше, чем спортивный автомобиль может проехать на одном баке. В таком случае на переезде между двумя спецучастками обозначается, специальная зона, где экипаж может с помощью заранее отправленных туда механиков произвести дозаправку – и только ее.
Радиопост безопасностиРадиопост безопасности
Радиопост безопасности
Пара знаков, из которых желтый устанавливается первым, на значительном расстоянии до синего, призвана сообщать гонщикам и зрителям о расположении радиопоста безопасности. Это означает, что в случае какого-либо инцидента судья или маршал, находящийся на таком посту, может по рации сообщить о происходящем и вызвать помощь. Соответственно, любой экипаж или любой из зрителей, ставший свидетелем аварии или несчастного случая, должен первым делом сообщить об этом на ближайший радиопост безопасности.
Медицинский пост безопасностиМедицинский пост безопасности
Медицинский пост безопасности
Данной парой знаков обозначается пост безопасности, на котором, помимо маршала с рацией, находятся врачи и автомобиль скорой медицинской помощи.
Маркировка шинМаркировка шин
Маркировка шин
Знак, обозначающий пункт, где судья при помощи баллончика с краской маркирует комплект колес (4 плюс запасное), на которых экипаж отправляется из зоны сервиса на дистанцию специальных участков. Таким образом исключается вероятность незаконной смены колес на переездах между СУ (например, сликов на шипованные и наоборот). Соответственно, при возвращении в сервисный парк, экипаж обязан прежде всего заехать в зону контроля маркировки шин, где судьи убедятся в наличии ранее поставленных меток. Если данная процедура повторяется неоднократно, отметки ставятся красками разных цветов.
ТЕРМИНЫ РАЛЛИ

Как любая специфическая область жизни, автомобильное ралли имеет свой профессиональный язык, сленг, понятный только посвященным. Ниже мы приводим ряд наиболее употребляемых в современном ралли терминов, как официальных, так и не очень, а также короткие толкования того, что эти термины означают.

Абсолют, абсолютный зачет – соревнование между собой спортивных автомобилей вне зависимости от уровня их подготовки.

Доезд, на доезд – манера езды «на доезд» характеризуется аккуратным стилем пилотирования и бережным отношением к автомобилю. Цель такой езды – финишировать без приключений на занимаемой позиции.

Дорожная книга – см. Легенда

Дорожная секция – см. Переезд

Доп – то же, что спецучасток или специальный участок дистанции ралли. Проходит по дорогам общего пользования (отсюда и сокращение "ДОП"), перекрытым для движения на время проведения соревнования. Задача спортсменов – преодолеть дистанцию каждого допа как можно быстрее.

Закрытый парк – место, куда помещаются автомобили на время между этапами одного соревнования, а также по окончании ралли. Проводить какие-либо работы с автомобилем, находящемся в закрытом парке, запрещено под угрозой исключения из гонки.

Затык – медленный поворот трассы на угол, превышающий 90 градусов, которому предшествует интенсивное торможение. В зависимости от кривизны проходится на одной из низших передач (иногда с помощью временной активации ручного тормоза).

Интерком (иначе – переговорка) – система связи между штурманом и пилотом, позволяющая пилоту слышать чтение стенограммы без помех со стороны работающего двигателя.

Канал – проезд спортивных автомобилей по допу. Открывают и закрывают канал специальные автомобили – сэфити-кар и метла соответственно. В течение того времени, когда по трассе спецучастка «идет канал», любое постороннее движение по ней запрещено.

Каруселька, карусельная гонка – закольцованный спецучасток, по которому гонщики проезжают несколько раз.

Класс – группа автомобилей, подготовленных в соответствии с идентичными техническими требованиями и соревнующаяся как в абсолютном зачете, так и между собой.

Комиссары (стюарды) – официальные лица, уполномоченные для наблюдения за проведением соревнования, проведения технических или административных проверок, утверждения результатов и наложения взысканий.

Контрольная карта – документ, в ходе ралли находящийся у штурмана каждого экипажа. При прохождении каждого поста контроля времени штурман обязан предоставить контрольную карту судьям для получения соответствующей отметки. Экипаж, который не хочет или не может продолжать гонку, обязан сдать контрольную карту, подтверждая тем самым свой сход.

Крыша – переворот автомобиля вокруг продольной или поперечной осей, вызванный попыткой прохождения того или иного поворота на чересчур высокой скорости. «Поймать шесть крыш» означает «перевернуться шесть раз вокруг своей оси».

Легенда (дорожная книга) – набор специальных символов, с помощью которых участникам ралли предоставляется строго определенный маршрут прохождения трассы. На портяжении всего ралли легенда находится у штурмана, который, диктуя водителю расстояния между контрольными точками (маркерами), направления поворотов и их кривизну, руководит таким образом движением автомобиля. Проезд не по легенде (или в объезд маркеров) карается снятием экипажа с гонки.

Летучий финиш – финишная черта допа, которую машины пересекают на полной скорости.

Маркер – специальный контрольный знак, проезд мимо которого является обязательным условием для каждого экипажа, стартующего в ралли. Экипаж, не проехавший мимо любого из маркеров, считается нарушившим легенду и может быть снят с гонки.

Маршалы – добровольные помощники организатора соревнований, стоящие по ходу гонки в наиболее опасных местах дистанции. В задачи маршалов входит предупреждение зрителей о приближении спортивного автомобиля, обеспечение их безопасности, а также оказание первой помощи гонщику или экипажу, попавшему в аварию.

Метла – автомобиль, закрывающий канал. В задачи метлы входит проследование по всей дистанции допа вслед за спортивными автомобилями, сбор контрольных карт и оказание требуемой помощи сошедшим с дистанции экипажам.

Ноль, ноли – экипажи автомобилей безопасности, проходящие всю трассу соревнований вне зачета, перед соревнующимися автомобилями. В их задачи входит окончательное инспектирование трассы ралли на предмет ее безопасности перед стартом заездов.

Омологация – свод изменений, разрешенных FIA для внесения в конструкцию каждого автомобиля для последующего участия в национальных и международных соревнованиях.

Пенализация – штраф, накладываемый комиссарами (стюардами) за какое-либо нарушение спортивного регламента соревнования. В ралли выражается в добавлении ко времени экипажа определенного количества штрафных секунд, либо наложении на экипаж денежного штрафа.

Переезд (дорожная секция) – участок ралли, соединяющий собой два допа и проходящий по открытым дорогам общего пользования. Задача спортсменов – преодолеть дистанцию переезда с соблюдением всех требований ПДД за строго определенное время.

Призы – первая тройка финишировавших по результатам гонки. «Доехать в призах» означает «попасть на подиум».

Пункт контроля времени (ПКВ или КВ) – отправная точка для старта или финиша экипажа на допе. Судьи, стоящие на КВ, отмечают время прибытия автомобиля, после чего фиксируют его в контрольной карте экипажа.

Регруппинг – изменение порядка стартующих автомобилей во время проведения ралли с учетом промежуточных результатов. Обычно проводится в перерывах между секциями одного ралли с целью сжатия канала.

Ренорминг – сжатие канала без изменения порядка стартующих автомобилей. По сути дела, регруппинг – частный случай ренорминга.

Рента-драйвер – гонщик, получивший место в спортивном автомобиле, благодаря наличию у него крупных личных спонсоров. Услугами рента-драйверов зачастую пользуются малобюджетные команды, для которых вопрос выживания в том или ином чемпионате важнее достижения высоких результатов.

Сервис (парк сервиса) – специально обозначенная площадка, где в ходе ралли может производиться техническое обслуживание автомобилей (в течение строго определенного времени).

Скамейка – сиденье в раллийном автомобиле. «Пересесть на правую скамейку» означает временно или окончательно переквалифицироваться из пилотов в штурманы.

Слик – гоночная покрышка, лишенная какого-либо протектора и обеспечивающая таким образом максимальное сцепление с асфальтовой трассой.

Спецучасток (СУ) – см. Доп

Стенка, стенограмма – условная запись всей трассы или спецучастка, позволяющая пилоту «видеть» дорогу на несколько поворотов дальше визуального зрения. Во время ознакомления с трассой ралли пилот диктует штурману цепочку обозначений, обеспечивающих оптимальное прохождения каждого участка. Во время гонки уже штурман диктует пилоту все то же самое, только гораздо быстрее.

Стоп-финиш – линия финиша, где машина должна остановиться, чтобы получить отметку о времени допа в контрольной карте. Обычно находится через 200-500 метров после «летучего» финиша.

Стюарды – см. Комиссары

Суперспешиал – супер-специальный участок, предназначенный в первую очередь для зрителей. Чаще всего представляет собой спецучасток с двумя параллельными трассами и используется для гонки с одновременным стартом. Параллелька – единственный доп, где раллийные экипажи вступают в очную борьбу.

Сэфити-кар – автомобиль безопасности, инспектирующий трассы непосредственно перед началом соревнования или выезжающий на нее в случае, если потерпевший аварию автомобиль или его части сильно затрудняют движение и делают проведение гонки слишком опасным.

Тапка в пол – устойчивое словосочетание, означающее полностью (до пола) нажатую педаль газа. Соответствует английскому выражению «pedal to the metal».

Убраться – досрочно сойти с дистанции в результате аварии или вылета за пределы трассы, приведшего к сильным повреждениям автомобиля.

Уши, на ушах – манера езды «на ушах» характеризуется максимально быстрым прохождением дистанции на грани возможностей пилота и техники. Фактически противоположность езде «на доезд».

Ходовой – прилагательное, которое употребляется по отношению к повороту с очень малым углом кривизны. Такие повороты в зависимости от радиуса проходятся практически без сброса газа на одной из высших передач, то есть «ходом» – отсюда и название.

Шейкдаун – тестовый участок ралли, проходящий обычно за день до начала «главного» соревнования. Результаты шейкдауна, как правило, не идут в зачет гонки; их цель – дать возможность гонщикам подкорректировать настройки автомобилей, а болельщикам – лишний раз поприветствовать своих кумиров.

Шепотом – манера езды «шепотом» схожа с пилотированием «на доезд», но зачастую может быть связана не только с желанием поберечь технику, но и с отсутствием у экипажа необходимого опыта или умения.

Шпилька – поворот с очень большим углом кривизны, после прохождения которого направление движения автомобиля меняется практически на 180 градусов (см. Затык). По форме напоминает женскую шпильку для волос – отсюда и название.

Шприц – веер пыли, камней и гравия, вырывающийся из-под колес раллийного автомобиля. По наличию или отсутствию шприца можно понять, тормозит автомобиль в повороте или разгоняется.

Штурман – точнее, второй пилот. Член экипажа, в обязанности которого входит, в первую очередь, контроль за прохождением дистанции по легенде и соблюдением всех положений спортивного регламента, касающихся порядка старта, контроля времени, пенализаций и т. д.

Экипаж – коллектив из двух человек – водителя (первого пилота) и штурмана (второго пилота), – заявившийся для участия в ралли. Согласно регламенту, первый и второй пилоты обладают равными правами и при необходимости могут меняться местами по ходу гонки.

Ралі в соцмережах

Авто для ралі

  • 255 110 Melnichuk 001
  • 255 110 Pushko 002
ТОП-Відео

Всі права на матеріали, розміщені на сайті Rally.in.ua, охороняються відповідно до законодавства про авторське право та суміжні права. При будь-якому використанні матеріалов сайту, гіперпосилання (hyperlink) на www.rally.in.ua є обов’язковим.

Контакти

Політика конфіденційності

Copyright © Ралі в Україні