Безусловно, если рассматривать автоспорт, как хобби, то заняться им можно когда угодно. Другой вопрос – в каком возрасте нужно прийти в автоспорт, чтобы добиться в итоге сколько-нибудь значительных успехов? Естественно, любой эксперт скажет вам: чем раньше, тем лучше. Вне всяких сомнений, ребята, севшие за руль картинга в пяти-шестилетнем возрасте, к пятнадцати-шестнадцати годам имеют огромное превосходство над своими сверстниками. Наглядный пример тому – карьера украинского раллиста Юрия Протасова, который начал в далекие 90-е годы с картинга, а сейчас выигрывает гонки в чемпионате мира по ралли WRC 2.
Впрочем, если запах гоночного топлива проник в вашу кровь на втором или третьем десятке лет, ставить крест на мечте ни в коем случае нельзя. История знает совершенно разнообразные примеры – взять хотя бы девятикратного чемпиона мира Себастьена Лёба, который до 20 лет профессионально занимался гимнастикой, и лишь потом внезапно увлекся автомобильным спортом. На сегодняшний день Себастьен является самым титулованным раллистом мира по количеству чемпионских титулов, побед и подиумов в гонках, выигранных спецучастков и массе других показателей.
Кроме того, нельзя забывать о том, что различные дисциплины автоспорта предъявляют к спортсменам различные требования. Упрощенно говоря, если, например, в картинге вес пилота играет едва ли не решающую роль, то в ралли-рейдах он фактически не имеет значения – и так далее. Поэтому для каждой дисциплины существует свой оптимальный возраст, в котором лучше всего начать ее покорение.
Дисциплина Возраст
Картинг 5-6 лет
Кросс 8-14 лет
Кольцевые гонки 14-18 лет
Ралли (штурман)14-30 лет
Ралли (пилот)16-25 лет
Горные гонки 16-25 лет
Драг-рейсинг 18-20 лет
Дрифт 18-25 лет
Слалом 18-25 лет
Ралли-рейды 20-30 лет
Очень условно весь автоспорт можно разделить на две основные категории: спорт одиночек и спорт экипажей. К первой категории отнесем картинг, а также кольцевые, кроссовые и горные гонки – все те дисциплины, где пилот находится в автомобиле один. В большинстве случаев он сам принимает решения в ходе гонки и сам же потом за них отвечает. Противоположностью являются классическое ралли и ралли-рейды, где основой успеха является не столько способность самостоятельно принять решение, сколько умение работать в коллективе и безоговорочно доверять напарнику. Второе существенно отличие: если в дисциплинах первой категории спортсмены управляют автомобилем «на видимость», то в ралли и рейдах определяющим является умение ехать «на слух», то есть под диктовку штурмана.
Таким образом, выбирая дисциплину, нужно прежде всего понять, к чему вы больше склоняетесь по своему характеру и где видите себя в долгосрочной перспективе. Во всех случаях начинать лучше всего с картинга, который даст базовые знания о спортивной технике, траекториях, правилах соревнований и т.д. Прямая дорога из картинга ведет в кольцевые гонки, которые, по сути, являются его логическим продолжением. Аналогично кроссовые и горные гонки многими экспертами расцениваются, как некие ступени, ведущие к вершине автоспорта – классическому ралли. Что же касается рейдов, то в них участвуют, как правило, люди, имеющие богатый опыт выступлений в других дисциплинах.
Для того, чтобы начать правильно заниматься автоспортом, безусловно, нужен хороший тренер. При этом прежде, чем вверить свою автоспортивную карьеру (и деньги!) какому-либо специалисту, следует помнить о нескольких вещах.
Во-первых, на начальной стадии занятий спортом вам совершенно не обязательно необходим человек с громким именем. Далеко не всегда гонщик, прославившийся своей ездой, столь же талантлив по части преподавания. Кроме того, «звездный» пилот, безусловно, может рассказать вам массу секретов профессии – но поймете ли вы то, о чем он говорит? Не будет ли это напоминать разговор космонавта с членом авиамодельного кружка?
Запомните: делать первые шаги в автоспорте лучше вместе с тем человеком, который владеет даром объяснения сложных вещей простым языком. Для того, чтобы понять физику движения спортивного автомобиля, принципы управления им, азы стенограммы, премудрости спортивных документов и прочие основы автогонок, нужны не громкие титулы, а доходчивые, понятные объяснения. Поскольку если вы не поймете простого, вам не удастся постичь и сложного.
Еще одно железное правило, о котором нельзя забывать в поиске тренера, гласит: никто не может научить всему сразу. Как правило, человек, который утверждает, что умеет (и научит) управлять автомобилем, записывать стенограмму, обслуживать технику и строить карьеру одновременно, просто-напросто очень нуждается в ваших деньгах. Намного разумнее брать уроки у тех, кто является специалистом в конкретном деле. Упрощенно говоря, вождению лучше других научит пилот, записи и чтению стенограммы – штурман, работе с техникой – инженер, а построению карьеры – менеджер. А идеальным можно назвать такого наставника, который подберет команду разноплановых специалистов и с их помощью построит для вас индивидуальную учебную программу, сделав упор на то, с чем в первую очередь нужно работать именно вам.