Продолжая подводить итоги сезона в формате Топ-5, мы вспоминаем достижения украинских спортсменов в заграничных соревнованиях по ралли.
Увы, уже который год подряд начинать аналогичный материал мы вынуждены со слов «хорошо, но мало». Для того, чтобы набрать пятерку наиболее успешных украинских «гастролеров», нам пришлось… просто перечислить их всех. И вновь приходится лишь с сожалением вспоминать времена, когда украинский флаг можно было встретить на двух-трех десятках гонок по всему миру.
В 2018 году все без исключения старты украинцев пришлись на европейские ралли. Впервые за много лет ни один экипаж не принимал участия в заокеанских этапах чемпионата мира; да и вообще в высшей раллийной серии наше присутствие было минимальным. Не будем тратить время на перечисление причин – просто примем ситуацию, как она есть. И порадуемся тому, что имеем – в конце концов, и это немало.
Вне конкурса: Павел Копилец
Фактически, в зарубежных соревнованиях по ралли черкасчанин в уходящем году не стартовал – однако мы не можем обойти вниманием успехи Копильца в кольцевых гонках. Несмотря на «качели» с зачетными классами, рваную концовку сезона (когда Павлу пришлось пропустить одну гонку в Италии из-за ралли «Трембита) и прочие сложности, Копилец умудрился-таки выполнить поставленную на сезон задачу – и занял третье место в серии Trofeo Super Cup, класс 1,6 Plus, с чем мы его и поздравляем.
5 место: Максим Шиков – Анастасия Макова
Единственный из экипажей «среднего класса», киевляне Шиков и Макова, вошли в число «гастролеров» буквально в последний момент – в первый день декабря они выступили на польском ралли-шоу Rajd Barborka. Само по себе выступление назвать феерическим трудно: в итоговой классификации Максим и Настя заняли 57-е место (12-е в классе R2). Однако вектор развития экипажа, несомненно, радует.
Показателен также сам пример выступления малобюджетного экипажа за границей. При грамотном подходе логистические затраты оказались не так уж велики; а с учетом полученного опыта их и вовсе можно считать не затратами, а инвестициями.
4 место: Владимир Гарькавый – Александр Горбик
Начинающий пилот + опытнейший штурман = комбинация, потенциально способная зажечь на раллийном небосклоне новую звезду. Отдадим должное Александру Горбику: почти все пилоты на протяжении его штурманской карьеры становились чемпионами при его непосредственном участии. Возможно, и Владимира Гарькавого ждет такая же судьба?
Это покажет будущее, а пока – отметим три старта данного экипажа в прибалтийских ралли, лучшим из которых стало эстонское Viru Rally: 5-е место в классе EMV4. Между прочим, завершили ребята сезон на подиуме ралли «Трембита»; и кто знает, не стало ли это результатом работы в Прибалтике?
3 место: Юрий Протасов – Павел Черепин / Виталий Нельга
Непривычно низкую для себя позицию в нашем рейтинге занимают самые титулованные украинские раллисты, Юрий Протасов и Павел Черепин. Но что тут скажешь? Сезон явно не задался. Уверенный моноприводный старт в Швеции (кстати, единственный в этом году случай участия украинцев в WRC) – и… пауза в несколько месяцев. Неплохая скорость в Греции на этапе чемпионата Европы – сход из-за протекшего радиатора и вновь пауза. Ну, а недавняя авария на польской «Барбурке» так и вовсе стала для Протасова первой «крышей» за последние пять лет, начиная с ралли Аргентины 2014 года…
Но главное, конечно, не это. Аварии бывают у всех, и сам по себе «краш-тест» катастрофой не является. Вопрос в другом: получит ли супер-успешная карьера Юрия Протасова какое-то серьезное продолжение? Или все, что мы увидим в ближайшие годы – это несколько эпизодических стартов, не связанных между собой какой-либо турнирной логикой? Ох не хотелось бы…
2 место: Сергей Потийко – Иван Мишин
В уходящем году экипаж Сергея Потийко и Ивана Мишина стал рекордсменом по количеству зарубежных стартов, приняв участие в дюжине соревнований в Литве, Латвии и Эстонии. И хотя основной целью тандема, конечно же, было приобретение опыта, количество трансформировалось и в качество. Сезон принес Сергею «бронзу», а Ивану «серебро» в зачете LARC2 чемпионата Литвы.
И хотя год закончился для экипажа на невеселой ноте (авария на ралли Лиепая имела достаточно серьезные последствия), в целом прибалтийский вояж Сергея и Ивана можно охарактеризовать, как удачный. В других условиях он мог бы рассчитывать и на победу в нашем рейтинге – однако на нее есть более серьезные претенденты…
1 место: Валерий Горбань – Сергей Ларенс
Двух мнений быть не может: наиболее успешно в уходящем году за границей выступал интернациональный экипаж Валерия Горбаня и Сергея Ларенса. Приостановив мировую программу, амбициозный киевлянин поставил перед собой, казалось бы, трудновыполнимую цель: добиться успеха сразу в двух чемпионатах, Латвии и Эстонии. И блестяще справился с задачей – даже несмотря на то, что финальные этапы двух серий совпали по датам проведения!
Но и тут, как в случае с Протасовым, наиболее интересным остается вопрос – а что же дальше? Возраст вполне позволяет Валерию Горбаню продолжать активные выступления. С финансовой стороной вопроса, скорее всего, затруднений тоже не возникнет. Но какую же цель поставить перед собой? Вернуться в чемпионат мира? Сменить технику? Замахнуться на вторую по престижности серию, чемпионат Европы?
Зная Горбаня, предположить можно все, что угодно. Однозначно, пожалуй, лишь то, что своими победами данный экипаж вписал новую строку в историю украинского ралли. И это, по сути, главный итог выступлений наших спортсменов за рубежом в сезоне-2018.
Автор © Володимир Некрасов
Фото © Eurolamp WRT, Сергей Холодило, Адам Рох, Эдгарс Леоновс, Йозеф Петрю