Сезон все ближе – и если у вас чешутся руки, то еще не поздно приобрести раллийный автомобиль «под ключ», т.е. в комплектации «сел и поехал».
В прошлом обзоре рынка раллийных автомобилей мы рассказали о бюджетных предложениях – то есть, о ралли-карах стоимостью до 7 000 условных единиц. Однако если говорить о ценовой категории от 10 до 20 000 у.е., то в нее, в основном, попадут мощные моноприводные автомобили, предназначенные для старта в классе 2WD Open. В продаже таких немного – но практически все они находятся в состоянии, готовом к старту.
Оговоримся сразу – примерно за те же деньги можно поискать и найти автомобиль, оснащенный полным приводом. Однако здесь есть минимум два нюанса. Во-первых, при одинаковой стоимости полный привод будет существенно старше рассматриваемого монопривода. А во-вторых (что, пожалуй, более важно), стоимость обслуживания полного привода (особенно старого) будет значительно выше – и об этом просто необходимо помнить, останавливая свой выбор на том или ином автомобиле.
Итак, что же предлагает украинский рынок по части раллийного монопривода на сегодняшний день?
Renault Clio RS
Одно из хороших предложений на данный момент – это Renault Clio, находящийся в Ужгороде и принадлежащий Вадиму Трутневу. Владелец просит за машину довольно приличную сумму – однако при этом подчеркивает, что состояние автомобиля близко к идеальному, поскольку в Украине он прошел всего лишь несколько кольцевых и горных гонок. Собственно говоря, в этом заключается главный нюанс данной машины – она «заточена» под асфальт, который для украинского ралли пока является нетипичным покрытием. С другой стороны, если смотреть в Европу, где проходит огромное количество асфальтовых соревнований, то данный автомобиль действительно идеально подходит для такого проекта.
Цена вопроса: 17 000 евро
Lada 21123 S1600
Если же говорить о гравийных бойцах, то первым приходит на ум кит-кар Lada 112, завезенный в Украину в 2004 году Юрием Ярило – и после смены нескольких владельцев (Алексей Яновский, Станислав Прусс, Михаил Горшков) попавший в руки Дениса Лохмана. По словам владельца, машине был сделан полный ребилд (после которого она прошла всего 150 км), а комплектация ее внушает уважение – отметим хотя бы запасной 1,8-литровый мотор или КПП Sadev, которая сама по себе стоит, как простенький ралли-кар. Точную цену машины владелец не называет, говоря, что она очень сильно зависит от комплектации (проще говоря, от того ЗИПа, который понадобится покупателю) – однако совершенно однозначно, что она находится в диапазоне от 20 до 25 тысяч долларов.
Цена вопроса: 20-25 000 у.е.
Seat Leon Turbo
Одним из самых выгодных предложений по соотношению цены и качества является хорошо известный поклонникам украинского ралли турбо-Сеат, принадлежащий Павлу Копильцу. 61 раз черкасский пилот стартовал на данном автомобиле, выиграв при этом Кубок Карпат (2014) и чемпионат Украины (2016) – после чего пересел на полноприводную Subaru Impreza. Статистика говорит о том, что у машины было порядка 36% сходов – однако важно понимать, что почти все они пришлись на первые два-три года выступлений, когда Павел и его команда учились работать с незнакомым автомобилем. В последние же годы Seat успешно заканчивал большинство гонок, при этом постоянно находясь в числе фаворитов своего класса. Фактически, это – машина, на которой можно с первой же гонки бороться за чемпионство в 2WD Open; к тому же, в относительно невысокую цену входит, помимо машины, еще и весь ЗИП на нее, достаточный для полного сезона.
Цена вопроса: 14 000 у.е.
Peugeot 206 RC
Богатую историю имеет и Peugeot 206, принадлежащий сейчас одесситу Станиславу Попову. Когда-то давно, 12 лет тому назад, на этой машине выступал Сергей Чекан – и 90% гонок, в которых он стартовал, заканчивались на призовом месте. В 2014 году машина перебралась в Одессу к Дмитрию Резнику и с тех пор преимущественно выходила на старт в Кубке Лиманов (за период с 2014 по 2020 в ее активе лишь три старта в ЧУ по классическому ралли). Громкими титулами автомобиль похвастаться не может – однако он, безусловно, является вполне конкурентоспособным оружием в 2,0-литровом классе украинского чемпионата.
Цена вопроса: 11 000 у.е.
Opel Astra F
Нельзя не упомянуть и машину, буквально на прошлой неделе появившуюся в продаже – это заслуженный Opel Astra, принадлежавший когда-то Валерию Вартаняну, а сейчас находящийся в Одессе у Дмитрия Нагулина. Лет 15 тому назад этот автомобиль был безусловным фаворитом монопривода: на нем выигрывались и чемпионат Украины, и Кубок Лиманов. Впрочем, время этой машины, скорее всего, ушло безвозвратно – сейчас она вряд ли сможет бороться с более свежими конкурентами, а потому годится разве что для получения начального опыта в ралли. Видимо, поэтому за нее и просят более чем скромную сумму…
Цена вопроса: 4 000 у.е.
Ford Fiesta ST
В заключение упомянем автомобиль, который никак не подходит под описание «сел и поехал» – но, тем не менее, вполне может считаться потенциальной боевой единицей. Это Ford Fiesta ST, принадлежавший когда-то Ефиму Важеевскому, а сейчас находящийся в команде Vortex. Поскольку машина побывала в довольно серьезной аварии, продается она без мотора и КПП в состоянии «нужно заменить передние лонжероны»; правда, вместе с ней продается и «донор». Четкой стоимости такого комплекта не существует; как говорится, нужно обсуждать.
Как обычно, вывод у данной статьи будет простым: найти раллийный автомобиль в Украине можно практически на любой размер кошелька. Даже среди приведенных нами примеров (а это далеко не вся техника данного класса) разброс цен колеблется от 4-х до 25-ти тысяч долларов, так что выбор более чем богат. Вместе с тем, традиционно, подчеркнем – в каждом конкретном случае необходимо проводить тщательное изучение и дефектовку автомобиля, равно как и объем ЗИПа к нему. Это позволит получать удовольствие не только от самой покупки, но и от ее дальнейшего использования по прямому назначению.
Советы Валерия Горбаня: как выбирать автомобиль для ралли
Автор © Володимир Некрасов
Фото © Владимир Некрасов, Александр Василюк, Денис Сисин, Антон Реуцкий