Лет двадцать тому назад с легкой руки Ларисы Мищанчук в украинской спортивной журналистике появился термин – Быстрейшие. Именно так, с большой буквы, именовались легенды нашего спорта – Александр Салюк-старший, Владимир Петренко, Валерий Разумовский, Андрей Александров; несколько позже – Юрий Протасов, Валерий Горбань, Виталий Пушкарь… Немудрено, что с момента своего дебюта на полном приводе в 2006-м году к клану Быстрейших относится и Александр Салюк-младший.
Но является ли Саша Салюк быстрейшим в изначальном, буквальном значении этого слова? Данные, предоставленные официальным партнером чемпионата Украины URC, компанией Innotech, свидетельствуют о том, что как минимум на ралли «Трембита» максимальная скорость Салюка не была такой уж космической. Более того, в рейтинге замеров «максималки» Саша оказался лишь на втором месте, пропустив вперед экипаж Антона Корзуна и Павла Кононова. Да и другие соперники – Юрий Хомицкий, Александр Козлов, Игорь Нечипорук – по этому показателю отстали ненамного.
Что же это означает? Что как минимум по уровню энерговооруженности автомобили Салюка и его ближайших конкурентов плюс-минус равны. Да, возможно, подобрав более точные настройки, каждый сможет добавить к максималке еще один-два км/ч – но, согласитесь, вряд ли это окажет решающее значение. Следовательно, если задаться целью победить Салюка (а мы уверены, что именно это сейчас занимает умы всех его соперников), то искать решение нужно не в автомобиле; точнее – не в его скорости на прямых участках.
А в чем же? Именно с этим вопросом мы обратились к пяти спортсменам, которые возглавили рейтинг максимальной скорости по итогам ралли «Трембита» – и вот, что они нам ответили…
Антон Корзун, TECE Binotel Racing Team:
«Ну, во-первых, надо понимать, что Сашины времена – это не предел для него. И я уверен, что как только кто-то начнет подбираться к нему слишком близко, он еще ускорится. Это совершенно точно.
Во-вторых, что касается лично меня, то мне не хватает понимания того, как должен ехать быстрый автомобиль – и, как следствие, я не могу объяснить механикам, что нужно поменять в настройках. А без правильных настроек автомобиль не может ехать быстро, и это получается замкнутый круг.
И в-третьих, мы все понимаем, что в каждой гонке есть моменты, которые получаются – и есть те, которые не получаются. На это влияет и погода, и настроение, и самочувствие, и еще много чего. И если ты в каком-то повороте или связке находишь пару секунд, то в следующей связке ты теряешь порой больше, чем нашел. И это опять получается замкнутый круг.
И вот тут мы подходим к самому главному. Разорвать этот круг можно только одним способом – форсировать тренировочный процесс. Проезжать тестовых километров больше, чем боевых. Заниматься с кем-то быстрым, с тем же Сашей. Подбирать настройки, отрабатывать те места и отрезки трасс, которые не получаются. И быть готовым к тому, что чудес не бывает, и это эволюционный путь – а значит, медленный и долгий. Но дорогу осилит идущий».
Александр Козлов, Mogul Rally Team:
«Победить – никак. Можно приблизиться к Салюку, если брать у него уроки и много-много тренироваться. Почему именно у него? Да можно хоть у Лёба с Ожье, были бы деньги и время. Главное – учиться и тренироваться, а это получается редко. Хотя бы потому, что машина постоянно в ремонте, и даже на гонках она никогда не бывает идеально подготовленной».
Игорь Нечипорук:
«Я бы выделил четыре основных фактора, без каждого из которых достать Салюка невозможно. Первый – это знания; наличие хорошего тренера, который научит тебя всем премудростям ралли. Второй – техника, тонкости ее подготовки и настройки. Третий – накат, то есть количество пройденных боевых и тестовых километров. И четвертый – возраст, в котором ты начал заниматься автоспортом.
У Саши все эти факторы сошлись вместе как нельзя более удачно. Он очень рано начал, ему наверняка передавал знания и опыт его отец, он научился работать с техникой и у него огромное количество пройденных километров за спиной. А мы – все те, кто пытается его догнать – пришли в автоспорт в возрасте 30+, нас никто не учил этому с самого детства. И даже сейчас у меня, например, совершенно нет друзей, которые бы понимали и разделяли мое увлечение автоспортом. А Саша с самого детства рос в обществе гонщиков, и это создало его, как гонщика.
К примеру, Юра Протасов побеждал Сашу на равных машинах – и тоже потому, что для него все эти четыре фактора сошлись воедино. Убери любой из них – и все, результата не будет».
Фото © Евгений Олейников, Владимир Некрасов