И вот постепенно мы подошли к тем, кого по праву называют быстрейшими пилотами страны – к лидерам полного привода.
Есть мнение, что, помимо количества ведущих колес, полный привод от монопривода в ралли не отличается ничем, кроме стоимости. Знаете, вот эти все прописные истины типа «дорога для всех одна» или «быстро можно ехать только по стенограмме» – они, вроде как, действительно не зависят от типа привода вашего ралликара. Есть, конечно, нюансы и в управлении автомобилем, и в его подготовке – но в глазах многих это не так уж и существенно. Как говорится, был бы бюджет, а ездить научимся.
На самом деле, принципиальное отличие 2WD от 4WD лежит не в области техники, а в другой, идеологической плоскости. Победить на моноприводе – по крайней мере, в современных украинских реалиях – запросто может не тот, кто быстрее всех, а тот, кто не поломался. История знает примеры того, как чемпионом становился пилот, проигрывавший соперникам по минуте с каждого допа – просто он оставался на трассе дольше других, вот и все. Если же говорить о задаче попасть на подиум, то для этого зачастую и вовсе можно ехать задним ходом – лишь бы доехать.
Так вот: в полном приводе это невозможно. Ок, иногда, на каком-то особенно убойном ралли призовое место при большом везении может добыть экипаж из «второго эшелона» – но выиграть гонку, используя тактику езды «на доезд», нельзя. В 99% случаев если ты финишировал в первой тройке полноприводного класса – значит, ты действительно чего-то стоишь в этом спорте. Ну, а если стал призером по итогам года – что ж, тогда эта статья о тебе.
Игорь Чаповский/Дмитрий Зиновьев/Иван Мишин/Владимир Корся/Андрей Николаев
Казалось бы, странно использовать термин «экипаж» применительно к пилоту, который в пяти гонках сезона выступил с четырьмя разными штурманами (и это, кстати, рекорд не только для 2021 года, но и для украинского ралли в принципе). И тем не менее – мы не можем обойти вниманием Игоря Чаповского, который начал сезон с крыши на тестах перед «Чумацким Шляхом» и закончил его в статусе трехкратного абсолютного победителя Кубка Лиманов. И все это – не забывайте! – после десятилетнего перерыва в активных выступлениях.
На самом деле, постоянные смены штурманов – не вина Игоря; по сути, ему просто приходилось приглашать на очередную гонку кого-то из профессиональных ко-драйверов, не занятых в это время на «основном месте работы». Но спросите каждого из них – и вы услышите, что работать с Чаповским одно удовольствие. На него не давит результат, его не связывают командные или спонсорские обязательства – он просто получает кайф от ралли. И, по нашему мнению, в 2021 году он получил этого кайфа больше, чем кто-либо иной в пелотоне.
Геннадий Ефимов/Владимир Щербаков
Если честно, нам очень жаль, что экипаж Ефимов/Щербаков распался. И не в последнюю очередь потому, что с некоторой вероятностью это может означать, что Владимир Щербаков в этот раз окончательно решил повесить штурманскую сумку на гвоздик. В конце концов, когда за спиной у тебя 155 гонок в карьере, тебе запросто может надоесть раз в месяц садиться в каркашенный снаряд, несущийся между деревьев со скоростью 200 км/час.
И все же… это был хороший год! В первом же сезоне, проведенном на полном приводе, Ефимов и Щербаков стали призерами Кубка Лиманов в классе Р8 – самом наполненном и конкурентном классе этой серии. Да, Ефимов проигрывал по скорости Сидорову и Хомицкому – но взял свое за счет характерной для него стабильности и надежности техники. Теперь же перед Геннадием открываются совершенно новые горизонты: ему предстоит покорять трассы чемпионата Украины в компании молодого Александра Арыча. Кто знает, как оно пойдет – но будем надеяться, что столь же успешно.
Игорь Нечипорук/Алла Нечипорук
Игоря и Аллу Нечипорук новичками в ралли уже не назовешь – их дебют на полном приводе (правда, в роли экипажа безопасности) состоялся на ралли «Куяльник» 2017 года. 12 стартов за спиной – это немного; но даже эта дюжина гонок принесла экипажу вдоволь непростых испытаний. Была и жесткая авария на «Столице», был и ушатанный двигатель на «Чумацком Шляхе»… Не было только одного: подиумов в абсолюте.
В этом году награды, наконец, пришли. Вспомним отчаянную борьбу на «Трембите», где Нечипоруки опередили экипаж Дарьи Бакай и Евгения Сокура меньше, чем на полторы секунды. Вспомним «Ворота Украины», где они опять «выгрызли» подиум с преимуществом в 1,8 секунды – теперь уже у тандема Козлов/Островский. Два призовых места – и два Трофея имени Юрия Кочмара; согласитесь, мало кто может похвастаться такими достижениями. Нет сомнений: Игорь и Алла пришли сюда для того, чтобы бороться – и да будет с ними удача!
Денис Сидоров/Николай Романов
Денис Сидоров ворвался в украинское ралли в 2011 году, когда в первом же своем сезоне стал чемпионом в весьма сложном по тем временам моноприводном классе У10. Четырьмя годами позже Денис заслуженно вошел в число быстрейших пилотов страны, выиграв в течение одного года чемпионаты по ралли и мини-ралли – но затем наступил период вынужденного затишья. Одна-две гонки в год, хорошие, но эпизодические результаты – и весьма туманные перспективы с точки зрения раллийного будущего.
Сезон-2021 в исполнении Сидорова и Романова чуть-чуть не дотянул до определения «триумфальное возвращение» – буквально двух спецучастков не хватило для завоевания второго титула в Кубке Лиманов. Чертовски обидная концовка сезона могла бы заставить любого пилота опустить руки – но только не в случае с Денисом. Кто куда, а мы верим, что этот парень опять вернется в пелотон – таким же быстрым, как мы его знаем, но только теперь уже более опытным и зрелым.
Юрий Хомицкий/Андрей Рощенко
Бороться на два фронта всегда тяжело – но Юрий Хомицкий не из тех, кто ищет легкие задачи. В сезоне-2021 киевлянин замахнулся сразу на два турнира – и в каждом из них завоевал звание «вице-чемпион». Учитывая, что по ходу дела Хомицкому пришлось фактически списать одну из своих боевых машин, можно сказать, что титулы дались ему весьма дорогой ценой – но, тем не менее, своего он добился.
Самое интересное, конечно, впереди – как все уже знают, в следующем году Юра решил поставить еще более смелый эксперимент и выступить в двух разных сериях на двух идеологически разных автомобилях. И в этой ситуации, конечно же, штурман должен быть тем самым «основным звеном», которое поможет справиться со всеми возникающими трудностями. По нашему мнению, Андрей Рощенко – именно тот человек, с которым Юрий Хомицкий покорит очередную (поставленную им самим же) высоту.
Александр Салюк/Владимир Равинский
Как бы мы ни старались, но, говоря об Александре Салюке, нам не обойтись без слова «лучший». С первой же своей гонки на полном приводе Салюк, без преувеличения, всегда был тем эталоном, по которому сравнивали свои времена все его соперники – от Александрова до Протасова, от Горбаня до Кочмара, от Пушкаря до Хомицкого и Корзуна. Сезон-2021 ничего не изменил в существующем положении дел: Саша вновь был тем самым скоростным ориентиром, к которому с тем или иным успехом старались приблизиться остальные участники чемпионата Украины.
Однако будущее вновь покрыто тайной. Продолжат ли Салюк и Равинский свои совместные выступления? Если да – то в какой стране и на какой технике? И, главное, с какими целями и какой мотивацией? Мы вряд ли ошибемся, если скажем, что эти вопросы интересуют сейчас абсолютное большинство людей, увлеченных украинским ралли – как изнутри, так и с обочины. И – приоткроем небольшой секрет – эти и другие вопросы мы в ближайшее время зададим самому чемпиону (а он, как обещал, расскажет нам все, как на духу). Так что оставайтесь с нами – будет интересно!
Автор © Володимир Некрасов
Фото © Александр Василюк, R&G Project