На выходе из одного из бродов пилот с удивлением увидел перед собой ленточку, натянутую не так, как это полагалось бы по легенде… Что происходило дальше – видел автор проекта «Мир авторалли» Сергей Холодило.
«Еще до прохождения первого боевого автомобиля мы знали, что ленточка натянута неправильно, – рассказывает один из лучших фотографов Украины. – При изменении направления конфигурация допа изменилась, а ленточку никто не перетянул. Мы перетягивать ограничительные ленты мы не имели права; ну а маршалов в этом месте не было. Поэтому нам оставалось только ждать развития ситуации.
Автомобиль безопасности и «ноли» проехали мимо нас и поехали не по легенде – соответственно, ленточка осталась натянутой. Поэтому когда к данному месту подъехал Салюк, он тоже увидел ленточку, натянутую неправильно. Сначала Саша поехал не по легенде, а потом вернулся и все-таки поехал под ленточку, порвав ее. Поскольку моя камера четко зафиксировала время начала и окончания эпизода, могу точно утверждать, что Саша потерял на этом месте 36 секунд».
Сам победитель гонки прокомментировал случившееся весьма и весьма самокритично.
«Послушайте, я такой же человек, как и все, – отрезал Александр Салюк-младший. – Вот вы бы что сделали, если бы, выходя из поворота, увидели перед собой какое-то препятствие? Неважно, ленточка это или нет – что бы вы сделали? Вероятнее всего, остановились бы, правда? Вот и я растерялся. К штурману претензий нет – Паша продиктовал все правильно, и я должен был его слушаться. Более того, у меня уже были такие ситуации в карьере, но я все равно не решился ехать под ленточку. Там стояли фотографы, операторы, кто-то еще – ну как я мог туда поехать?
Я повернул и поехал по той дороге, которая не была перекрыта. Но очень быстро мы убедились, что у нас дальше нет стенограммы, и, значит, мы едем не туда. Мы вернулись к развилке и все-таки поехали по легенде, порвав ленточку. Больше того, проехав это место, я еще раз остановился, достал дорожную книгу, проверил правильность своего решения и лишь потом поехал дальше. Затем, на сервисе, мы написали соответствующее заявление, предоставили бортовое видео и от нашего результата на этом спецучастке отняли то время, которое мы потеряли, замешкавшись у ленточки».
Отметим, что на данном эпизоде экипаж Салюка и Черепина потерял не только те 40 секунд, которые впоследствии были компенсированы, но и еще около полуминуты, ушедшие на проверку дорожной книги (а вот их уже никто компенсировать не стал). К счастью, на итоговом результате ралли это не отразилось – Салюк в любом случае был быстрейшим на трассе и заслуженно победил. Однако с точки зрения безопасности данный эпизод заслуживает самого пристального внимания. В данном аспекте интересен комментарий пилота экипажа номер «0» – известного донецкого спортсмена Владислава Колесникова.
«Я готов согласиться, что в данном эпизоде виноваты мы, – заявил Колесников. – Не знаю, почему ленточка была натянута неправильно, не знаю, почему автомобиль Safety ничего не доложил на финише; но про нас могу сказать честно – мы виноваты на сто процентов. Мы вышли из брода, увидели натянутую ленточку и поехали мимо нее, то есть не по легенде. Это противоречило нашей стенограмме, но тем не менее мы не решились рвать ленточку. На самом деле, мы просто решили, что в конфигурацию допа в последний момент внесли какие-то изменения, а нам не сказали. Именно поэтому мы проехали не по легенде, и фактически не выполнили свою функцию. Мне очень жаль, что так получилось и что Саше Салюку опять пришлось ехать «нолевым» экипажем.
Фото © Сергей Холодило, Владимир Некрасов