В очередном материале из серии публикаций о лучших гонках украинского ралли речь пойдет о легендарной «Столице» 2004 года.
Легендарной эту гонку мы называем не зря – сейчас уже для многих вполне очевидно, что 2004-й год мог бы стать началом настоящего расцвета украинского ралли, если бы не цепочка последовавших за ним событий. Но тогда асфальтовое ралли «Столица», открывавшее сезон, со всей очевидностью показало: спорт на правильном пути. Впервые в истории Украины в стартовой ведомости значилось более полусотни экипажей! Если бы развитие ралли продолжалось набранными темпами, сейчас нас не удивляли бы и сто бортов на старте… Впрочем, довольно мечтать – вспомним, как это было.
Общая диспозиция
Ралли «Столица» проходило в трехдневном формате, хотя его общая дистанция составляла всего 368 км (из которых боевыми были скромные по нынешним временам 100 км). Первый день целиком и полностью проходил на автодроме «Чайка», большое кольцо которого стало трассой первых спецучастков. Увы, финальные допы дня по соображениям безопасности пришлось отменить (во мраке опустившейся ночи организаторы побоялись, что не сумеют проконтролировать огромную толпу зрителей). Такая же судьба постигла и несколько спецучастков финального, третьего дня гонки, где также возникли проблемы с перекрытием трассы и обеспечением безопасности зрителей. В итоге из 23-х запланированных допов состоялось 15 – однако очки спортсменам были начислены в полном объеме. Как уже говорилось, на старт вышел 51 экипаж, поделенный на пять (!) классов – N4, А8, А7, А6 и У1. До финиша добрались немногим более половины участников – 29 экипажей.
Новая техника: англичане на WRC
Естественно, лакомый кусок внимания прессы и болельщиков отхватили себе два британских экипажа, Дуглас Холл/Стивен Эгглстоун и Эндрю Тинклер/Стивен Кларк, стартовавшие на уникальных для нашей страны Ford Focus WRC! Несмотря на то, что англичане выступали на машинах версии 2002 года (то есть двухлетней давности), шансов у украинских раллистов побороться с такой техникой не было. Точнее, не было бы… если бы ею управляли профессионалы высочайшего класса. И если Холл продемонстрировал более-менее убедительный уровень, опередив все наши N-групповые экипажи и финишировав первым в абсолютном зачете ралли, то Тинклер проиграл не только лидерам N-группы, но и Александру Салюку-младшему с Валерием Горбанем, выступавшим тогда на кит-карах Lada 112.
Дебюты: Чаповский и Шаповалов
Забавное совпадение: ралли «Столица» 2004 года стало дебютной гонкой сразу для двух пилотов, сыгравших впоследствии огромную роль в формировании современного облика украинского ралли. Первый из них – Игорь Чаповский, закончивший активную карьеру в 2010-м в ранге победителя ралли «Ялта» и двукратного обладателя «Кубка Лиманов»; второй – Юрий Шаповалов, который спустя два года после описываемых событий принес Украине первую в ее истории победу на этапе чемпионата мира по ралли. Можно ли считать совпадением то, что оба они дебютировали на автомобилях Subaru Impreza постройки Андрея Александрова? Вряд ли – ведь в то время на машинах, прошедших через руки Профессора, ездило три четверти полноприводного пелотона…
Аварии: Патраков, Кучер, Чаповский, Тодосьев
Настоящий урожай тяжелейших крашей собрал в той гонке спецучасток, проходивший в окрестностях села Бортничи. В одном и том же повороте, чудом не поубивав зрителей, вылетели сначала Чаповский (его машину остановил бетонный столб), а затем Руслан Кучер (к моменту его появления столба уже не было, так что Руслан врезался в дорожный указатель). На том же (!) спецучастке лишь по воле Божьей уцелел Сергей Тодосьев, машину которого после вылета с трассы зажало меж двух деревьев так, что ни пилот, ни штурман не могли ее покинуть. Жутко даже представить, что случилось бы с экипажем, если бы машина загорелась – так, как это произошло с автомобилем Андрея Патракова одним допом позже… К счастью, и сам Андрей, и его штурман Оксана Александрова успели покинуть машину целыми и невредимыми.
Дуэль гонки: Салюк – Разумовский
Не учитывая результаты выступавшего в отдельной лиге Дуги Холла, следует признать, что наиболее интересной была борьба за победу в классе N4, которую развернули между собой два фаворита, Александр Салюк-старший и Валерий Разумовский. Имея в своем распоряжении примерно равные по энерговооруженности седьмую и шестую эволюции Mitsubishi Lancer, извечные соперники именно в Киеве начали ту дуэль, которая продолжалась вплоть до самого завершения сезона во Львове. Перед стартом решающего, третьего дня гонки Разумовский был впереди буквально на одну секунду – однако на финиш первым прибыл Салюк, опередивший соперника на пять с небольшим секунд.
Герои второго плана: Протасов, Сторчак, Кучер
Юрия Протасова уже тогда, семь лет назад, называли одним из быстрейших пилотов Украины – однако постоянные сходы с трассы мешали ему заслуженно примерить на себя это звание. Ралли «Столица»-2004, где Юра финишировал третьим в классе А7, стало его последней гонкой на моноприводе – уже на следующий этап чемпионата он выехал на Evo IV. Забавно, что в день старта киевской гонки, Протасову исполнялось… ровно 20 лет. Несколько больше было другим тогдашним «королям монопривода» – одесситу Игорю Сторчаку и киевлянину Руслану Кучеру. Выходя на старт той гонки, они не знали, что через несколько лет их соперничество продолжится в составе мощнейшей команды Tsunami RT, где оба оседлают топовые кит-кары. Тогда они просто боролись за победу в классе А6 на самых популярных в Украине ралликарах ВАЗ 2108. Исход борьбы, как было сказано выше, предопределил дорожный указатель в Бортничах: на финише Игорь опередил Руслана ровно на 15 секунд.
Что было дальше?
Одноразовое появление двух автомобилей WRC на ралли «Столица» внесло по итогу сумятицу в результаты чемпионата Украины – в абсолютном зачете победил Валерий Разумовский, тогда как в классе N4 (что зачастую совпадало) выиграл Александр Салюк-старший. Что же касается ралли «Столица», то после 2004 года оно ни разу не проходило в статусе этапа Чемпионата Украины. В 2010 году Салюк-старший попытался возродить столичное ралли под новым названием, «Киевская Русь», однако после двух лет упорного труда оставил эту затею...
Автор © Володимир Некрасов
Фото © Сергей Холодило