Киевским этапом чемпионат Украины по ралли обзавелся уже на второй год своего существования, в 1995-м. Ралли «Киев» в своем первом издании представляло собой набор из 11 специальных участков, проходящих непосредственно по городу (Республиканский стадион, Петровская аллея, Голосеевский парк), а также на велотрассе в Чабанах и кольцевой трассе автодрома «Чайка».
Собственно, уже тогда, с первого же раза, организаторам (в 1995-м это был Киевский региональный автоклуб «Славутич») стали очевидны все сложности проведения асфальтовой гонки в столице. Прошедшая накануне буря с ливнем натворила дел – вплоть до упавших на трассу деревьев. Резкое похолодание усложнило работу судей, а скользкая трасса привела к нескольким авариям. В итоге дистанцию гонки сократили, и общее впечатление от нее осталось скомканным.
После второй попытки проведения ралли «Киев» в 1996-м году от столичного ралли было решено отказаться – однако лишь на два сезона. В 1999-м «Столица» стала открывающим этапом чемпионата, причем сразу с наивысшим из возможных на тот момент коэффициентом «4». Маршрут ралли был похож на изначальный, с той лишь разницей, что в него были добавлены спецучастки на территории Музея под открытым небом в Пирогово.
Драматургия той гонки также достойна отдельного упоминания. Помимо ломавшейся техники свой вклад в сокращение пелотона внесли спортивные комиссары, снявшие с гонки по разным причинам сразу пять экипажей. Поскольку в их числе были и фавориты – Андрей Александров и Василий Ростоцкий, – имя победителя оказалось достаточно неожиданным. Именно в этой гонке свою вторую и последнюю в карьере пилота победу в абсолютном зачете ЧУ одержал ушедший от нас несколько лет назад одессит Валентин Марчук.
В период с 2000 по 2004 годы «Столица» неизменно открывала чемпионат Украины, что, безусловно, имело огромный медиа-эффект, отражавшийся на всем последующем чемпионате. Апогеем этого процесса стала гонка образца 2004-го, в которой впервые вышли на старт два британских экипажа на автомобилях Ford Focus WRC. Уже тогда в столичном ралли участвовало более 50 экипажей, что создавало прекрасную картину и для зрителей, и для СМИ.
В то же время проблемы с составлением маршрута киевского ралли становились все заметнее. По мере застройки в окрестностях Киева оставалось все меньше дорожек, которые имели бы интересную конфигурацию и, в то же время, могли бы быть легко перекрыты для постороннего движения. Как следствие, обеспечивать безопасность зрителей и экипажей на столичной гонке с каждым годом становилось все сложнее.
Параллельно в раллийной среде все громче звучал вопрос – а нужна ли украинскому пелотону одна асфальтовая гонка в год? К концу 2004 года голоса тех, кто призывал убрать из чемпионата асфальт, были услышаны – и место «Столицы» в календаре волшебным образом заняло… асфальтовое ралли «Ялта», лоббируемое тогдашним президентом ФАУ Евгением Червоненко. Киевская же гонка, в одночасье потеряв международный статус, резко утратила большую часть своей привлекательности и для спортсменов, и для зрителей, и для журналистов.
Следующие несколько лет сформировали новый формат столичного ралли, который, похоже, является единственно приемлемым в наши дни. Торжественная церемония открытия гонки практически всегда проводится в центре Киева, обычно на Крещатике. Соревновательные же участки, начиная с 2006 года, проходят по грунтовым или гравийным дорогам Киевской или Житомирской областей. Отметим, что в таком формате проходила не только «Столица», но и другие столичные ралли – «Киевская Русь» (2010-2011) и «Александров Ралли» (2010). Собственно, в таком же формате должно пройти и ралли «Столица» образца 2018 года, до которого осталось буквально несколько дней…
Фото © Владимир Васинчук, Сергей Холодило, Дмитрий Чабан