«Ралли в Украине»: Давайте вспомним первую гонку MacCoffee. Ралли «Столица» 2002 года. Яркая презентация, девочки-модели, флаги – и в результате вы занимаете второе место, уступив Андрею Александрову на Subaru GT. Руководство команды не было разочаровано таким началом?
Александр Салюк-старший: На самом деле, я и не должен был выигрывать ту гонку. Я просто не мог ее выиграть – ведь я ехал на обычных «гражданских» колесах…
«Ралли в Украине»: Это как же так?
Александр Салюк-старший: Ну вот как-то так получилось, я уже не вспомню. Вообще, несмотря на то, что проект готовился целый год, последние месяцы были очень суматошными. Сроки срывались, мы все время что-то не успевали, опаздывали. Наверное, спортивная резина просто не успела приехать до старта чемпионата. Не могу сказать точно, почему так получилось.
«Ралли в Украине»: Но ведь презентация автомобиля прошла задолго до старта первого этапа…
Александр Салюк-старший: Да, вот на этих самых гражданских колесах машина и стояла на презентации. И на них я проехал ралли «Столица».
«Ралли в Украине»: Сейчас в это невозможно поверить – чтобы не просто проехать этап чемпионата страны на гражданской резине, а еще и на подиум заехать… Да ведь это же и рискованно – пробей два колеса и все, сход!
Александр Салюк-старший: Да, а что поделать? У нас же глаза горели, мы мечтали об этом старте. Да, ехали очень осторожно – поэтому вполне логично, что и не победили.
«Ралли в Украине»: Вопрос о штурмане, я так понимаю, даже не поднимался?
Александр Салюк-старший: Конечно, нет! Мы с Леонидом Косянчуком к тому времени много гонок проехали вместе, это был мой постоянный штурман. Плюс он со своей стороны помог привлечь топливного партнера, так что можно сказать, что Лёня тоже стоял у истоков создания команды.
«Ралли в Украине»: В том году вы с Сашей-младшим выиграли чемпионат Украины, каждый в своем классе, плюс завоевали командное «золото». А уже через год у MacCoffee появились два новеньких кит-кара Lada 2112 S1600. Интересно, почему выбор пал именно на эти машины?
Александр Салюк-старший: «Двенашка» была очень хорошей машиной; если честно, я до сих пор удивляюсь, почему она не стала массовой (завод выпустил всего 11 таких автомобилей – прим. автора). Все комплектующие там были импортными, проблем с ними не было; при этом машина стоила 40 000 долларов. За такие деньги купить аналогичный новый автомобиль в Европе было просто нереально. Так что основную роль сыграло соотношение цены и энерговооруженности.
«Ралли в Украине»: Сперва они просто поражали своей надежностью – но через несколько лет начали ломаться…
Александр Салюк-старший: А это потому, что поначалу Саша с Валерой не гнались за мощностью. Снимали с моторов примерно 160-165 сил, и им вполне хватало. Потом, со временем, они присиделись, привыкли, захотели ехать еще быстрее. Выжали из двигателей по 200 сил – понятное дело, что перестали выдерживать и моторы, и привода…
Это железное, даже золотое правило автоспорта, которое никто никогда не обманет. Если ты начинаешь гнаться за мощностью – моментально падает надежность. Я понял это достаточно рано, поэтому всегда делал ставку на надежность.
«Ралли в Украине»: Но ведь мощность тоже важна! Я прекрасно помню, как вы сетовали на нехватку мощности на финальной гонке чемпионата-2004, ралли «Карпаты» – когда вы в решающий момент проиграли Разумовскому и потеряли, таким образом, титул абсолютного чемпиона…
Александр Салюк-старший: Я до сих пор не знаю разгадку этой тайны. Наши машины настраивал один и тот же человек. Он прилетел в Киев, настроил мою машину, затем поехал в Днепр и настроил машину Разумовскому. И в решающей гонке Валера просто уезжал от меня – притом, что до этого мы ехали на равных. Я не хочу сказать, что ему «надули» лишнюю мощность – скорее, я думаю, что мне ее занизили. Специально или по ошибке – этого никто уже никогда не узнает.
Я в той гонке ехал, как никогда. Просто «на ушах». Я видел, что проигрываю на каждом допе, и гнал изо всех сил. И все равно не мог догнать Валеру. Да, тогда мне действительно не хватило мощности.
«Ралли в Украине»: Можете выделить какую-то гонку из тех, которые вы провели в составе MacCoffee? Может быть, не по сложности трассы, а по накалу борьбы?
Александр Салюк-старший: Нет, не могу. В те годы борьбу за победу в каждом ралли вели четыре-пять пилотов. Александров, Салюк, Разумовский, Ростоцкий, Петренко – любой из нас мог победить. Мы шутили и смеялись на переездах между допами – но на спецучастках мы все соперничали на полную катушку, за каждую секунду. Борьба была такой, что если ты чихнул на допе – считай, проиграл. Любая ошибка могла стоить победы.
«Ралли в Украине»: И все же я рискну предположить, что основным соперником был Разумовский – ведь это единственный ваш конкурент, которого однажды сняли по вашему протесту…
Александр Салюк-старший: Да, это был единственный случай в моей карьере, когда я писал на кого-то протест. Валера впервые выехал тогда на совершенно новой машине, Lancer Evo VIII в версии MR – но поставил на нее коробку передач от другой версии. Это было абсолютно очевидное нарушение регламента – даже несмотря на то, что на практике оно не давало Разумовскому никакого преимущества. И да, его тогда сняли по протесту, исходившему от нашей команды.
«Ралли в Украине»: Можно ли сказать, что именно с этого случая началась «Великая Война Протестов», которую вели MacCoffee и Ace Racing в течение нескольких лет?
Александр Салюк-старший: Я думаю, что история выглядит немного не так. В начале 2006 года мы тоже привезли в Украину две новые машины Lancer Evo VIII подготовки Гертнера. А незадолго до этого с Гертнером был связан какой-то скандал – одну из его машин в России вскрыли, обнаружили «химию», пилота сняли. Возможно, из-за этого наши соперники решили, что и наши машины могут быть нечестными – и начали нас вскрывать. Мы начали вскрывать их в ответ, и понеслось.
«Ралли в Украине»: Как вы считаете, что лучше? Жесткая, острая борьба, где в ход идут любые средства вплоть до протестов – или отсутствие этого «огня», который, в общем-то, нравится болельщикам?
Александр Салюк-старший: Ни то, ни другое. Я считаю, что лучше всего, когда на гонках работают квалифицированные технические и спортивные комиссары, которые тщательно изучают машины, строго следят за соблюдением правил и изначально не допускают возникновения конфликтов. Скандалы и войны не красят спорт.
«Ралли в Украине»: Александр Петрович, положа руку на сердце – вы жалеете о чем-то?
Александр Салюк-старший: Пожалуй, если и жалею, то только о том, что не сразу понял всю прелесть и красоту ралли, из-за чего потерял несколько важных лет. Если бы тогда, в конце 70-х я не бросил ралли – уверен, что и победы пришли бы раньше, и в сборную бы попал, и на чемпионат мира бы съездил не раз. Но о годах, проведенных в ралли, я не жалею ни секунды.
Фото © Лариса Мищанчук, Сергей Холодило, Владимир Некрасов