Наливайте виски, разжигайте камин и садитесь в уютное кресло – мы снова будем говорить о событиях 20-летней давности…
Сейчас, глядя на события далекого прошлого, понимаешь – 2001-й год был для украинского ралли крайне важным; можно даже сказать революционным. И прежде всего потому, что именно тогда по-настоящему началась эпоха полного привода, эпоха Mitsubishi и Subaru. По сути, именно в 2001-м году волна соперничества двух японских брендов, зародившаяся в чемпионате мира, накрыла раллийную Украину – и продолжает будоражить умы фанатов по сей день.
На ралли «Столица», открывавшее сезон 2001 года, помимо знакомой уже болельщикам четвертой эволюции Lancer, перешедшей от Валерия Разумовского к Александру Корлюку, выехал также и новенький, с иголочки Evo VI Tommi Makinen Edition, за рулем которого был не кто иной, как Владимир Петренко. Одновременно с этим, в той же гонке стартовали сразу три новых Subaru Impreza GT под управлением Андрея Александрова, Игоря Дорофеева и Александра Гончарова. Как вам такое пополнение пелотона новой техникой, а?
Больше того, под конец сезона в раллийную обойму вернулся, пропустив четыре гонки, и Разумовский, выехавший на свежепостроенной им самим Evo VI – и это окончательно изменило расклады в ЧУ на несколько ближайших лет. Именно с этого момента стало ясно: впредь борьбу за победы в абсолютном зачете будут вести только два автомобиля, точнее – два бренда. «Бриллианты» и «плеяды».
Впрочем, задававшие до этого тон «форды» не планировали сдаваться без боя – многолетние соперники Василий Ростоцкий и Александр Салюк-старший были полны сил и желания продолжать выигрывать гонки. В результате, благодаря этому, сезон-2001 и получился одним из самых ярких, напряженных и драматичных в истории украинского ралли. Пять победителей в шести гонках – кто бы мог пожелать лучшего расклада?!
«Столицу» выиграл Петренко, однако сошедший в Киеве с трассы Салюк отыгрался на втором этапе в Каменце-Подольском. Дебютировавшее в чемпионате ралли «Арабат» вновь осталось за Петренко – однако на «Куяльнике» в пелотон внезапно вернулся (и тут же выиграл) Ростоцкий, поломавший, таким образом, все турнирные расклады. Еще более неожиданной была победа, которую, вопреки всем прогнозам, одержал на ралли «Днепр» Александров – ну, а финальный этап, «Чумацкий Шлях», покорился Разумовскому. Скажите, как можно было в такой круговерти определить сильнейшего?
Интересно, что, в отличие от предыдущих сезонов, на судьбу чемпионского титула совершенно не повлияли коэффициенты, которые в то время присваивались этапам чемпионата в зависимости от их сложности. Казалось бы, преимущество в турнирной гонке должны были бы получить победители этапов с высоким коэффициентом – Ростоцкий, Александров или Разумовский. На самом же деле, победа в чемпионате досталась Владимиру Петренко, который выиграл две гонки с минимальными коэффициентами – однако стабильно набирал очки в ходе всего сезона.
Парадоксально, но факт: 10 очков, набранные Петренко за победу на ралли «Арабат», при итоговом подсчете… были отброшены! Логично: ведь вторые места на «Куяльнике», «Днепре» и «Шляхе», умноженные на соответствующие коэффициенты, принесли киевлянину намного больше. Возможно, именно поэтому уже через год от присвоения этапам повышающих коэффициентов решено было отказаться…
Параллельной – и не менее закрученной – сюжетной линией того чемпионата была борьба за победу в моноприводном классе А8, которую вели между собой тогдашние «короли восьмерок», Александр Салюк-младший и Руслан Кучер. Обменявшись победами в Киеве и Каменце, соперники сделали «дубль» на Арабатской стрелке – и тут в их дуэль внезапно вмешался Руслан Железко, выигравший одесский «Куяльник» (с коэффициентом 3). Салюк вернул себе лидерство в чемпионате, победив в Днепродзержинске – однако финальный этап (а с ним и чемпионство) взял Кучер.
По факту, именно эти двое пилотов в течение нескольких последующих лет задавали тон в украинском моноприводе. Кучер за пять лет, с 2004 по 2008, четырежды становился чемпионом страны в классах У2, А6 и А3. Салюк же, в свою очередь, записал на свой счет все возможные титулы с 2002-го по 2004-й, после чего пересел в полный привод и продолжил свое восхождение на вершину украинского ралли.
«Восьмерка» (она же ВАЗ 2108) стала в 2001 году оружием победы и в двухлитровом классе А9, где чемпионом в пятый раз (!) стал знаменитый «Самоделкин», Александр Андриященко. Если поверхностно просмотреть протоколы соревнований, то покажется, что серьезную конкуренцию одесситу составляли заводской пилот ЗАЗа Михаил Аверин и известный ныне как ведущий технический специалист ФАУ Борис Донской. На самом же деле, преимущество Андриященко не вызывало сомнений по ходу того сезона – он возглавил личный зачет на втором этапе в Каменце-Подольском, и больше ни разу своего лидерства не упустил.
Немаловажно и то, что примерно в это время на украинское ралли обратили, наконец, внимание все ведущие автомобильные СМИ страны. К освещавшим соревнования до того журналам «Автоспорт», «Дорога», «Сигнал» и «Motor News» мощным потоком присоединились «Автоцентр», «Автомир Плюс» и «ProFormula» – в сумме это покрывало 70-80% всех автомобилистов Украины. С учетом слаборазвитой тогда сети Интернет, печатные издания были основным источником информации, который рассказывал людям о перипетиях украинского ралли – и это вселяло надежду на дальнейшую популяризацию этого вида спорта. Как показало время, ралли оказалось более живучим, чем печатная пресса – впрочем, это уже тема отдельного разговора…
Автор © Володимир Некрасов
Фото © Лариса Мищанчук, Сергей Кузьмич