Герой нашего сегодняшнего интервью – фактически «крестный отец» первого в Украине раллийного Peugeot 208 R2.
Скажем грубо, но честно: в 2021 году Станислав Прусс и Михаил Горшков фактически единолично возглавили украинский монопривод. С подавляющим преимуществом был выигран Кубок Лиманов; с большой вероятностью, та же история повторилась бы и в чемпионате по классическому ралли – если бы спортсмены приняли участие не в двух, а во всех четырех его этапах. Для понимания картины достаточно привести буквально две цифры: из 43 спецучастков, которые были пройдены экипажем за сезон в обеих сериях, Прусс/Горшков выиграли 33. Вопросы есть? Вопросов нет.
Хотя, впрочем, один вопрос все же имеется: за счет чего одесситы получили столь внушительное преимущество? Конечно, в первую очередь, за счет огромного наката и опыта – и этого просто так не купишь. А вот что можно купить за деньги, так это отличный автомобиль заводской подготовки, каковым и является Peugeot 208 R2 Горшкова и Прусса. Логично сделать вывод: только располагая такой – или аналогичной – техникой, можно сражаться с лидерами монопривода на равных.
Но есть и хорошая новость – правильная дорожка уже протоптана! В Украине есть как минимум один человек, который знает все о том, как приобрести, обслужить, настроить и привести к победам Peugeot 208 R2. Этот человек – один из самых молодых и, в то же время, самых опытных украинских штурманов, Владимир Корся. Поскольку именно он принимал непосредственное участие в появлении «эр-второго» в нашей стране – ему и нужно адресовать все возникающие на эту тему вопросы. Что мы, собственно, и сделали.
«Ралли в Украине»: Насколько мы понимаем, все началось с того, что эстонская команда ALM Motorsport решила обновить свой технический парк. Почему и как это происходило?
Владимир Корся: Верно, команда ALM Motorsport с 2016 по 2019 годы использовала для стартов в ралли автомобили Peugeot 208 R2. У нас было шесть таких машин, и за несколько лет мы изучили их досконально. В частности, наш экипаж, помимо выступлений в Прибалтике, проехал еще и монокубок Peugeot Rally Cup Iberica – это серия из шести этапов, по три в Португалии и Испании, которая проходила при поддержке португальского представительства марки. Отмечу, что два этапа этой серии проходили параллельным зачетом с этапами WRC, что также дало нам массу интересного опыта.
По окончании этого турнира Peugeot предложила нам обратить внимание на новые автомобили категории Rally 4. Мы провели тесты и приняли решение приобрести две таких машины. Но чтобы что-то купить, нужно что-то продать – поэтому машины R2 были выставлены на продажу.
«Ралли в Украине»: В Украину попал только один из Peugeot 208 – а что с остальными?
Владимир Корся: Из тех машин две уехали в Финляндию, одна в Норвегию, одна в Украину – и еще две по-прежнему находятся в команде. Одна проехала несколько гонок в аренде, вторая абсолютно свежая, после ребилда – аккуратно висит на подъемнике.
«Ралли в Украине»: Перед тем, как купить новую машину, Прусс и Горшков приезжали в Эстонию на тесты? Что собой представлял процесс знакомства с автомобилем?
Владимир Корся: На самом деле, вопросы насчет приобретения данного автомобиля Стас и Миша начали задавать еще летом 2020 года. Затем мы много общались на осеннем ралли «Столица» – так что можно сказать, что к концу года ребята морально уже подготовились к смене техники. Поэтому они прилетели в Эстонию, будучи уже готовыми покупать машину.
К сожалению, в это время года провести полноценные тесты нам не удалось – снег еще не выпал, и дороги были очень мягкими. Тесты и соревнования в Эстонии в это время запрещены. Поэтому ребята просто проехались на машине около базы команды, в обычном гражданском режиме. Это не было тестами в полноценном понимании этого слова.
«Ралли в Украине»: А в другое время года как выглядел бы процесс знакомства с машиной? Потенциальный покупатель имеет возможность проехать тесты – может быть, бесплатно?
Владимир Корся: Обычная практика выглядит так, что команда, продающая технику, предлагает покупателю некоторое количество тестовых километров по низкой цене – фактически, по себестоимости. Это может быть 20-30 километров, которые обходятся намного дешевле обычных тестов. Допустим, когда мы присматривались к Peugeot Rally 4 в Португалии, нам предложили 15 тестовых километров бесплатно, а дальше – за деньги, но с существенной скидкой. Грубо говоря, на таких тестах никто не зарабатывает; покупатель просто оплачивает затраты.
«Ралли в Украине»: Осваивать новый автомобиль – непростое дело; как мы видим, Прусс и Горшков с ним справились, и неплохо. Скажи, ты помогал им в этом? Если да, то как именно?
Владимир Корся: Да, я помогал и продолжаю помогать ребятам в работе с автомобилем. В основном это касается процессов, связанных с заказом запчастей. Кроме того, мы много дискутируем, например, по поводу настроек подвески.
«Ралли в Украине»: Кстати, а как происходит процесс заказа и поставки запчастей? Например, что-то внепланово вышло из строя или поломалось – долго ли ждать новую запчасть, если ее нет в ЗИПе?
Владимир Корся: Нужно понимать, что Peugeot 208 R2 – регламентный автомобиль. Это означает, что все работы с ним происходят согласно четкому графику испекций и ребилдов. Соответственно, замены – а значит, и поставки – любых запчастей являются плановыми. Мы всегда совершенно точно понимаем, когда и что нужно заказывать, чтобы не выбиваться из графика гонок.
Но если вдруг и возникает необходимость заказать что-то в срочном порядке, то доставка происходит за три-четыре дня. Даже несмотря на то, что Украина не входит в Евросоюз, проблем с этим не бывает. Три-четыре дня – и запчасть лежит у нас в боксах.
«Ралли в Украине»: Насколько сложным является процесс сервиса заводского автомобиля, который использует массу современных технологий? Не приходится ли с каждым вопросом звонить на завод Peugeot?
Владимир Корся: Прежде всего, нужно отметить, что при продаже команда выдала вместе с автомобилем полный пакет технической документации к нему. Благодаря тому, что в ALM Motorsport есть украинские инженеры и механики, вся документация была переведена на понятный язык – соответственно, проблем с базовыми знаниями не возникло.
Кроме этого, с каждым автомобилем завод дает уникальный код (пароль), по которому осуществляется доступ на сервер с документацией. Там постоянно выкладываются свежие данные – например, об обновлениях ПО, о появлении новых технологий или усовершенствований. Некоторые, особо важные новости выделяются красным и дублируются лично владельцу машины. Это, например, касается случаев, когда в какой-либо партии запчастей обнаружен брак, и завод отзывает ее.
Но в целом, нужно понимать, что требования к сервису R2 выглядят не так жестко, как, например, для R5. Поскольку R5 – намного более сложный автомобиль, завод допускает к его обслуживанию и настройке только лицензированных специалистов, обладающих специальным инструментом. Понятно, что вызвать такого специалиста достаточно дорого – хотя и дешевле, чем, например, отправлять двигатель для ребилда на завод. Но это касается именно R5 – а к автомобилям R2, в силу их массовости, такие жесткие требования не предъявляются. Любая профессиональная команда может обслуживать такой автомобиль, руководствуясь доступной технической документацией и собственным опытом.
«Ралли в Украине»: Раньше о группе N всегда говорили – мол, если что-то поломалось, пошел на авторынок и купил точно такое же с гражданской машины. Насколько в этом смысле близки друг к другу спортивный 208 R2 и гражданский 208? Можно ли поставить на боевой автомобиль что-то с обычного?
Владимир Корся: Боюсь, что количество идентичных деталей у спортивной и стандартной машины очень невелико. Например… ну, допустим, катушка зажигания. Дверные ручки. Короче говоря, мелочи. Но, повторюсь, никаких проблем с заказом заводских запчастей нет.
«Ралли в Украине»: Предположим, кто-то из украинских спортсменов, вдохновившись примером Прусса и Горшкова, решил приобрести аналогичную технику. Что бы ты посоветовал такому человеку? Каким брендам и конкретным моделям отдавать предпочтение?
Владимир Корся: Прежде всего, я бы советовал выбирать автомобиль таким образом, чтобы сразу же был понятен процесс и уровень сервиса, который предоставляет производитель. Почему мы остановились на Peugeot? Да потому, что таких автомобилей было выпущено очень много; а значит, можно быть уверенным, что в ближайшие годы завод не прекратит их поддержку, будет продолжать выпускать запчасти, обновлять прошивки и т.д.
Если посмотреть на конкурентов, то зачастую можно увидеть другую картину. Допустим, Ford за последние годы выпустил уже и Fiesta R2, и Fiesta R2T, и Fiesta Rally 4. И следствием этого стало то, что запчасти на R2 уже проблематично находить – разве что в Британии или на интернет-аукционах. В то же время с запчастями на Peugeot R2 проблем нет и еще несколько лет не будет. Поэтому если бы меня спросили, какой автомобиль выбрать – мой ответ был бы «Peugeot».
«Ралли в Украине»: Ты сам вот уже пару лет выступаешь на автомобиле класса R5. Как считаешь, дойдет ли такая техника до Украины в ближайшем будущем? Или нам остается только ждать, пока эти машины устареют и подешевеют?
Владимир Корся: Честно говоря, я не верю, что в ближайшие годы в Украине появятся собственные автомобили R5. Собственные – имею в виду, которые будут иметь украинскую регистрацию и обслуживаться в украинской команде. Арендные – да, появятся; но только вместе с сервисной поддержкой иностранных команд. Свои – очень вряд ли.
На самом деле, проблема не в стоимости машины. Сейчас уже можно купить автомобиль R5 за 90-100 тысяч евро, и для раллийного автомобиля это не космос. Но кто умеет работать с этой техникой? Да, допустим, я знаю в Украине несколько человек, чей уровень знаний и компетенции позволял бы обслуживать такие автомобили. Но для того, чтобы собрать этих людей в команду, нужно иметь очень приличный бюджет – ведь все они где-то работают, и «переманить» их будет непросто. Поэтому я и отношусь скептически к тому, что у нас в скором будущем появятся собственные R5 – скорее, сначала мы увидим разного рода прототипы.
Автор © Володимир Некрасов
Фото © R&G Project, Станислав Прусс, Федерико Протти