Моноприводный экипаж в топе абсолюта – явление крайне редкое; и даже если речь идет о результате на одном СУ, это все равно хороший повод для общения с автором данного достижения.
Максим Шиков – личность, достаточно хорошо известная в так называемом «любительском» автоспорте. Если внимательно изучить результаты киевлянина в ралли на серийных автомобилях, то можно заметить – гонок, где Максим не финишировал бы на подиуме, практически нет. В профессиональном спорте у Шикова столь громких достижений пока что нет – однако лиха беда начало…
Поводом для данного материала послужил, конечно же, совершенно потрясающий результат экипажа двух Максимов, Шикова и Евдокимова, показанный на втором спецучастке ралли «Ворота Украины». В сложных погодных условиях, под дождем, на узкой городской трассе киевляне умудрились показать четвертое время в абсолютном зачете гонки, опередив при этом не только весь монопривод, но и большую часть полного привода! И хотя дальнейший ход соревнования сложился не в пользу экипажа, проект «Ралли в Украине» не смог удержаться от того, чтобы задать Максиму Шикову сакраментальный вопрос: «Как?!»…
Максим Шиков: По сути, этот городской СУ был совершенно типичным для любительского ралли, в котором я, без ложной скромности, был не самым медленным. Попросту говоря, он был для меня намного более привычным, чем для остальных участников. После ознакомления с ним я даже подшучивал и говорил штурману: «Расслабься, сиди, молчи, я все сделаю сам».
Плюс было мокро и скользко, а я очень люблю такую погоду и такое покрытие. Я очень надеялся, что и во второй день гонки будет дождь. Но, увы, в воскресенье было сухо.
Вообще, что касается воскресных спецучастков, ситуация была совершенно противоположной. Мы понятия не имели, как это ехать и, главное, как будет вести себя машина на такой быстрой и корявой трассе. По факту, стандартной подвески, коробки и даже достаточно мощного, как мне казалось, мотора не хватало, чтобы чувствовать себя уверенно. Но, тем не менее, я очень рад, что машина все это выдержала без малейших повреждений.
«Ралли в Украине»: Интересный момент. Помнится, ты жаловался на грунтовые гонки в Севериновке и Херсоне, которые были достаточно тяжелыми для автомобиля. Неужели «карпатский асфальт» оказался более щадящим к технике?
Максим Шиков: Это очень интересный вопрос. Да, несмотря на «корявость» асфальта, в отличие от тех же «лиманов», где грунт достаточно ровный и мягкий, мы повредили подвеску намного меньше. У нас сломался торсион, но и это скорее не от трассы, а от времени и прошлых ударов. В этой гонке заднюю подвеску не сложило ни разу. На «Куяльнике» же, без особых вылетов, мы согнули три амортизатора, два рычага и срезали болт шаровой опоры, который впоследствии, попав на защиту, еще и пробил поддон.
Но есть еще один нюанс. В Карпатах на нашей подвеске ехать было страшнее, чем в «лиманах». На грунте все плюс-минус предсказуемо, а тут каждый поворот – загадка. Хоть мы и пытались максимально описать в стенограмме все нюансы, но до конца было не понятно, где и как поведет себя подвеска. Были места, где мы сбрасывались – а потом оказывалось, что спокойно можно было проходить в полный газ. А иногда было написано, что можно в полный газ, а я чего-то пугался, замедлялся и налетал на такой подброс, что если бы шел в полный газ – висели б на дереве. Такие моменты настораживали и заставляли перестраховываться чаще.
«Ралли в Украине»: Откуда у тебя вообще такая любовь к Renault? Казалось бы, не самая популярная машина в украинском ралли…
Максим Шиков: Особой любви именно к этой марке нет – хотя, конечно, такой автоспортивной историей, как Renault, мало кто может похвастаться. Но все же, решающим фактором в выборе автомобиля стала не любовь к бренду, а тот факт, что он у нас уже был))). Этот Clio папа купил маме в далеком уже 1996 году, задолго до того, как у меня появились «права». Примерно тогда же я обратил внимание на украинское ралли, где на аналогичном автомобиле выступал Владимир Петренко.
С появлением «прав» я начал выезжать на любительские покатушки. Будучи маленькой и очень резвой, машинка радовала и меня, и зрителей. Правда, о ралли я тогда и мечтать не мог, это мне казалось чем-то недостижимым. Да и, честно говоря, фотки машин с оторванными бамперами и колесами немного отпугивали). Но как-то раз я на встрече «Рено Клуба» познакомился с Еленой Котельниковой, которая предложила поехать с ней штурманом на любительское ралли. Проехав гонку, я понял, что это не страшно, а моя машина, как никакая другая, подходит для данных соревнований. И понеслось…
«Ралли в Украине»: Достаточно распространенным в такой ситуации является вариант, когда гражданская машина остается в роли тренировочной, а для спорта покупается или строится другая – обычно это ВАЗ 2108. Почему ты поступил иначе?
Максим Шиков: Изучив детально план постройки «восьмерок», я был удивлен тем, что большинство из того, что нужно сделать в ВАЗ 2108, в Clio есть уже с завода, причем оно замечательно работает. И даже вариант покупки готовой 2108 мне не показался привлекательным. Быстрая «восьмерка» будет стоить дорого, как в покупке, так и в обслуживании, и при этом всегда будет оставаться «восьмеркой».
Конечно, был вариант покупки готовой иномарки – но это было совсем уж дорого. Так и пришли к решению – строить автомобиль на базе того, который есть. К тому времени уже накопилось много запчастей, были изучены основные болячки этой модели… И, главное, она реально радовала своей ездой.
Так началась многолетняя постройка моей «клюшечки». За это время изменилось многое – и мои технические знания, и цены на раллийную технику. Я много раз хотел все это бросить и распродать по частям. Но желание ехать и огромная помощь друзей-единомышленников помогли-таки этому автомобилю начать совсем новую раллийную жизнь.
Сейчас я совсем не жалею, что сделал именно этот выбор. Нам удалось сделать достаточно надежную машину, причем на полностью стандартном железе. При этом, хоть она и не блещет феноменальной скоростью, удовольствия от езды приносит море. Очень надеюсь, что в будущем мы сможем поставить в нее раллийную подвеску и хотя бы блокировку, чтоб хоть немного подтянуться к лидерам нашего класса.
Автор © Володимир Некрасов
Фото © Назар Антонишин, Владимир Некрасов