До конца сезона еще много времени – но кое-что понятно уже сейчас. Например, то, что семейный тандем Сергея и Анастасии Ивченко является одним из главных претендентов на звание «Экипаж года в моноприводе».
На самом деле, немногие понимают, насколько сложно пилоту, выступающему на моноприводной технике, привлечь к себе внимание даже «целевой», автоспортивной аудитории. Как ни крути, но полный привод и едет эффектнее, и в объективы попадает чаще, и на рекламу тратится охотнее. В моноприводе же ты должен быть запредельно быстрым, в меру отчаянным, достаточно стабильным и, ко всему прочему, чертовски доездным. Какими были – каждый в свое время – Руслан Кучер, Николай Соболев, Ярослав Кадученко или Николай Чмых.
Конечно, харьковчанина Сергея Ивченко еще рановато добавлять в этот список – но с тем, что он за два года выступлений в профессиональном ралли сумел привлечь к себе немало внимания, спорить уже никто не может. И дело даже не в прошлогоднем громком скандале с его дисквалификацией по итогам мини-ралли XADO DRC, которая так и осталась в памяти со статусом «спорная». Возьмем текущий сезон: четыре старта в ЧУ, из них – три победы в классе 2WD и два финиша в топ-десятке абсолюта. Не правда ли, впечатляет?
И все же, наше интервью с Сергеем мы решили начать с той самой дисквалификации, после которой он – возможно, в сердцах – бросил короткую фразу: «Теперь в «лиманы» – ни ногой. Только чемпионат». Пилота вполне можно было понять – вердикт судей, вынесенный в пользу его соперников, был достаточно обидным. Но что же он думает об этом теперь, по прошествии десяти месяцев? Как оценивает свое решение?
Сергей Ивченко: И в Кубке Лиманов, и в ЧУ есть свои плюсы и недостатки. В первую очередь, у «лиманов» лучше обстоят дела с наполняемостью в моноприводных классах, а соответственно — выше конкуренция. А в ЧУ же, на мой взгляд, более интересные, хотя в общей массе и более жесткие для техники дорожки.
В любом случае, мы ни капли не жалеем, что поехали ЧУ. Для нас это новые трассы и новый опыт со всеми атрибутами «взрослого» ралли. В то же время, сейчас мы не ставим на «лиманах» крест и с удовольствием ехали бы какие-то отдельные интересные/новые гонки. Тот же Мариуполь или Винницу. Просто, увы, календарь достаточно плотный, и у нас не хватает возможностей совмещать выезды на «лиманы» с ЧУ.
Если техника нормально переживет ближайший этап, ралли «Ворота Украины», то хотелось бы выехать в сентябре на домашнюю гонку Кубка Лиманов в Харькове.
«Ралли в Украине»: Какое основное впечатление ты получил от первого сезона в ЧУ? Если бы надо было охарактеризовать «взрослое» ралли одним словом, какое бы ты использовал?
Сергей Ивченко: Сезон – слишком громко сказано. На данный момент - это чуть больше половины, впереди еще две гонки. Если в общем, то очень интересно, но тяжело для техники. Мне после «мягких» любительских дорожек поначалу очень страшно было видеть все эти огромные булыжники на траектории. Сейчас уже начали понемногу привыкать.
«Ралли в Украине»: Кстати, о булыжниках. Твои траектории на гравии (сужу по ралли «Столица») с обочины кажутся едва ли не идеальными. У кого ты учился видеть и записывать дорогу? Что считаешь главным в этом искусстве?
Сергей Ивченко: Это иллюзия). Ошибок и езды мимо траектории у нас тоже предостаточно. Где-то получается чуть лучше, где-то хуже.
Каких-то школ или индивидуальных занятий с тренером у меня никогда не было. Думаю, что немалый вклад в рулежку и понимание траектории внесли компьютерные автосимуляторы. В студенческие годы, когда не было возможности тренироваться быстро ездить на машине в реале, я катался в Live For Speed и Richard Burns Rally. Они хорошо развивают базовые рефлексы, дают понимание, как перераспределяется вес, зацеп и тому подобные вещи. Когда садишься в настоящую машину, наличие «наката» в симуляторе позволяет сосредоточиться на том, ЧТО ты будешь делать, а не КАК именно это делать.
Несмотря на то, что еще есть где «откусить» и на рулежке, мне кажется, мое самое слабое место – это запись стенограммы. Но просто так видению дороги и правильной записи не научиться, надо только писать, писать и еще раз писать. Увы, уделять сейчас время тренировкам не получается от слова совсем. Поэтому остается ездить побольше разных гонок и учиться в процессе.
«Ралли в Украине»: Опять-таки, с обочины создается такое впечатление, что ты достаточно жестко относишься к технике, используя ее «на все деньги». Ты настолько уверен в подготовке машины? Или же просто не умеешь ехать «в пол-ноги»?
Сергей Ивченко: На самом деле, и это совсем не так. Из всех этапов ЧУ в этом году «на все деньги» мы ехали, пожалуй, только «Столицу», и то, до тех пор, пока мотор не «потерял» один из цилиндров. На ВАЗике «гаражной» подготовки невозможно всегда ехать на все сто, если хочется финишировать. По крайней мере, это точно относится к гравийным этапам чемпионата.
И на «Трембите», и на «Галиции» было немало участков, которые приходилось ехать «шепотом», в полпедали, чтобы поберечь трансмиссию. Мне это очень не нравится и напрягает, но все в равных условиях. Так что пытаемся выбрать такой темп, чтобы быть быстрее соперников в классе, но по возможности ничего не ломать.
«Ралли в Украине»: Рано или поздно всем хочется пересесть на более мощную и свежую технику. О каком автомобиле мечтает Сергей Ивченко?
Сергей Ивченко: В первую очередь, наверное, хотелось бы, чтоб техника была крепкой и надежной. Это позволит концентрироваться на рулежке, не задумываясь о шансах на доезд. Естественно, хотелось бы попробовать полный привод. Интересно, как быстро бы получилось (или не получилось) адаптироваться.
Но в то же время я понимаю, что и на моноприводе еще есть чему поучиться. Передний привод на секвентальной КПП, мне кажется, позволяет ехать очень быстро. Я проехал одну гонку на кулачковой коробке с поисковым выбором, и даже это уже ощутимый шаг вперед в контроле машины по сравнению с синхроном. А на секвентале все должно быть еще интереснее и быстрее.
Поэтому, если не мечтать о полном приводе, а смотреть на вещи более приземленно, то хотелось бы технику класса 2WD Open. Какой-то четкой определенной «хотелки» нет. Возможно, что-то типа Civic EP3. Если же совсем дать волю фантазии, то заводскую машину R2 – но это по бюджету уже будет сопоставимо с полным приводом.
Автор © Володимир Некрасов
Фото © Александр Василюк, Денис Сисин, Владимир Моржов