Поскольку с легкой руки Антона Косенко я на этом ралли позиционировался как ответственный по связям со СМИ и участниками, то я просто обязан отчитаться о проделанной работе.
Ралли «Донбасс» прошло, его чуть не выиграл Юра Протасов, однако лопнувшая шаровая отобрала у него победу и вручила ее Александру Салюку-старшему. Кстати, Петрович появился на раллийной трассе ровно через год после «Золотой осени Карпат»; и если там ему чуть-чуть не удалось дотянуться до подиума, то здесь «играющий тренер» поставил жирную точку в супер-удачном для MacCoffee Rally Team сезоне. Третье и четвертое места заняли Игорь Чаповский и Алексей Тамразов на последних Subaru Impreza, которые построил Андрей Александров; и, если бы не два пробитых колеса, в этой компании был бы и Александр Фельдман. Интереснейшая борьба в классе А3 между Вадимом Трутневым и Игорем Сторчаком закончилась сходом первого и победой, а также чемпионством последнего; в У2 прогнозируемо выиграл Руслан Кучер.
Это очень краткое содержание донецкой гонки. Подробнее напишут сайты и журналы, покажет телевидение и расскажут очевидцы. Я же хочу проанализировать несколько организационных моментов данной гонки – как успехов, так и ошибок. Итак, пойдем по пунктам.
1. Анонсирование гонки – тут, мне кажется, все было более-менее. На профильных сайтах заранее вывешивались все регламентирующие документы, спортсменам было разослано приглашение, а те, кто чего-то не мог найти или разобраться, звонили мне или Антону и все выясняли. Думаю, мне не дадут соврать, те, кто звонил: что знал, рассказывал, чего не знал – перенаправлял к Тохе.
Единственный косорез – путаница с заявленными экипажами. Дело в том, что есть два источника информации: сами спортсмены, с которыми мы постоянно созванивались, и секретарь гонки, которому поступали официальные заявки. Таким образом, существовало как бы два списка – те, кто подтвердил свое участие на словах, и те, кто прислал заявку. Они не совпадали до самого конца:), поэтому мы публиковали некий объединенный список. Он не был официальным, просто хотелось, чтобы люди заранее примерно представляли, кого им удастся увидеть в Донецке.
Правильно это или нет? Наверное, нет. Но по-другому не будет. То есть будет, но вариантов два: либо публиковать список заявленных только после того, как все они расписались в получении легенды, то есть за день-два до гонки, либо обязать спортсменов подавать заявки заранее. Первое реально, но малоинтересно; второе вряд ли реально. Ваше мнение – что лучше?
2. Информирование болельщиков – считаю, с этим было хуже, чем обычно. Во-первых, расписание гонки уточнялось едва ли не до четверга; и тут я внес свою изюминку, в одном из сообщений перепутав слова «открытие» и «награждение». Мой косорез, прошу прощения.
Во-вторых, в отличие от Львова, Черновцов и Ялты, буклетов для зрителей мы с «Эпидемией Скорости» не делали. Объясню, почему. Не буду оправдываться отсутствием бюджета – это у организатора его не было, а Эпидемия, думаю, минимальную сумму нашла бы. Дело не в бюджете, дело в неправильной организации труда и неправильном распределении обязанностей. Когда мы (я, Эпидемия и ДК Медиа) еще успевали сделать все вовремя и качественно (а это было недели за три до гонки), организатор дал нам отбой, сказав, что берет это на себя. Когда же стало понятно, что ему не до буклетов, мы, сидя в Киеве, уже не успевали.
Как этого избежать в будущем? Вариантов опять два. Либо мы обязываем организаторов прописывать данную статью расходов в бюджете гонки и предоставлять гарантии изготовления таких буклетов за месяц до соревнования, либо с согласия всех спортсменов повышаем стартовые на некую сумму, которая вне зависимости от желания организатора идет на информирование болельщиков. В конце концов, спортсменам тоже должно быть приятно, если посмотреть на них соберется побольше грамотных, подготовленных зрителей, а не балбесов, которые ездят им навстречу по допам со словами «а шо? а менi туди треба!».
Отдельно хочу отметить, что людей-то на гонке было довольно много; только заслуга в этом, наверное, не наша, а местной прессы. К примеру, Саша Анастасов сделал толковый анонс в донецкой газете «Салон» – со схемой трассы, подъездами для зрителей и даже кратким расписанием гонки. Ну а требовать рекламы по телевидению, не располагая бюджетом Ялты, по-моему, глупо.
3. Пресс-конференции – неоднозначно. По пятничной – полный провал, и вина тут лежит целиком и полностью на нас с Антоном. Только два полных балбеса могли требовать от спортсменов, чтобы они после дня тренировок и двух часов шейкдауна, грязные и голодные перлись черт знает куда в штаб ралли, чтобы ответить на три вопроса каждый. В итоге отдувались за всех честно пришедший ветеран донецкого автоспорта Владимир Астахов и собственно мы с Тохой. С первым общаться было крайне интересно, мы же представляли собой довольно жалкое зрелище (Тоха после трехнедельных рысканий между трассой и Донецком, я после 10 часов дороги из Киева). Короче говоря, в дальнейшем предварительные прессухи проводить надо, но звать туда нужно либо менеджеров команд, либо ветеранов, либо организаторов, но никак не спортсменов.
Субботняя же прессуха была, как по мне, довольно веселой и информативной. Думаю, всем запомнились как минимум два момента: как нельзя более уместное появление Игоря Сторчака и признание Леши Яновского в том, что он никак не может найти на трассе срезок на целую минуту. Все опять-таки логично: после торжественного открытия спортсмены были в хорошем настроении, готовы к беседе; никто еще ничего не поломал или не развалил, и каждый готов был и пошутить, и посмеяться. Вывод: всему свое время.
4. Организация самой гонки и награждения – тоже не все гладко. Старт первого допа задержали минут на двадцать (и я, кстати, до сих пор не знаю, почему); правда, потом все пошло по плану. По перекрытию и безопасности вопросов просто нет: с одной стороны, перекрыть степь невозможно; с другой – в степи все видно, и ни один дурак не сунется под машину, которую видит за несколько километров. Был не очень приятный момент со сломавшейся машиной сэфити, но я знаю о нем с чужих слов, а потому оценки давать не буду.
Награждение прошло вроде как и неплохо; только задержалось оно не на сорок минут, как, возможно, думают некоторые, а на четыре часа:). Нет, я серьезно – за каким-то чертом людям, которые ставили арку, звук и свет, приказали приготовить все к четырем часам дня. Награждение началось около восьми. Как по-вашему, что они мне говорили после четырех часов бессмысленного стояния на центральной площади Донецка, голодные и до неприличия трезвые? Так что спортсменам, которые там же простояли всего лишь каких-то минут сорок, обижаться грешно.
Самый же главный, на мой взгляд, просчет награждения (да и всей гонки) – забор, стоявший на площади Ленина между зрителями и гонщиками. Ребята, это же не закрытый парк и не ялтинское столпотворение! Как мы сделаем автоспорт популярным, если не будем подпускать болельщиков к гонщикам? Что за бред? Кто дал такое распоряжение? Эти люди что, не понимают, что зрителям только и нужно – подойти к ярким машинкам, сфотографироваться на мобильный телефон, взять автограф у НАСТОЯЩЕГО СПОРТСМЕНА? Они не поинтересовались, сколько людей говорили мне, что до конца жизни будут хранить автограф Андрюши Александрова, взятый там-то или там-то – они просто взяли и лишили людей такой возможности, отгородив спортивные автомобили забором. Маразм. Просто маразм. У меня есть в запасе и другие слова – только их печатать нельзя.
Не сочтите за предвзятость, я не выдумал ни слова – мог о чем-то промолчать, но смысл? Дурак не тот, кто кидает камни в реку; дурак, кто не смотрит за кругами на воде. Чем скорее мы поймем, что и где делаем не так, тем скорее начнем делать по уму.
Автор © Володимир Некрасов
Фото © Алексей Горбенко, Владимир Некрасов