Сегодняшнее «особое мнение» будет, с вашего позволения, немного особенным – потому что посвящено оно не одной, а сразу двум гонкам.
Оговорюсь сразу: оба упомянутых в заглавии статьи соревнования я посетил лично, что дает мне некое право рассуждать от имени человека, который, как говорится, этих устриц таки ел. Неоценима в этом смысле заслуга моего доброго друга Олега Шалаева, который оба раза оказал на меня существенное давление, оторвал от важнейших сельскохозяйственных работ и вытащил-таки на данные гонки. О чем я теперь ни капли не жалею.
Кубок DRC и «Куяльник», на самом деле, имели между собой довольно много общего. Похожее в общих чертах грунтовое покрытие, отлично подготовленные трассы, безупречная безопасность, невыносимая (ну, или труднопереносимая) жара… И все же статистику не обманешь: на одну гонку приехало 14 экипажей, а на другую – 60. Ни в коем случае не хочу назвать одно соревнование хорошим, а другое – плохим; но нужно же разобраться, почему происходит так, а не иначе?
А для этого нужно пройтись по отличиям, которых у двух данных гонок тоже хватало.
Отличие первое – дистанция. Пожалуй, наименее критичное из отличий, но не упомянуть о нем нельзя. В Дергачах участникам предлагался спецучасток длиной 15 км, в Севериновке – 20 км. Положа руку на сердце, скажу, что при нынешней жаре и то, и другое было весьма непростым испытанием для спортсменов. Другими словами, утверждать, что харьковская гонка была «слишком легкой», я бы не стал. Во многом потому, что есть
Отличие второе – формат. И там, и там экипажам предлагался формат мини-ралли – то есть троекратное прохождение спецучастка в одну сторону, а затем точно такое же троекратное – в другую. Важный нюанс заключался в том, что в Дергачах пелотон заезжал в сервис лишь раз, между секциями – тогда как в Севериновке, по лимановской традиции, сервис был разрешен после каждого проезда по спецучастку. И вот это уже серьезно: не исключаю, что ряд экипажей, посмотрев на маршрутный лист харьковской гонки, прикинули, что 45 боевых километров без сервиса для их автомобилей многовато. А 20 одесских – все же приемлемо.
Отличие третье – понты. В этом плане «Куяльник» даст сто очков вперед любому украинскому соревнованию. Церемонии открытия ралли и награждения победителей в центре города-миллионника, на самой известной его площади, на фоне одной из главных достопримечательностей страны, в разгар курортного сезона, в присутствии сотен (а то и тысяч) горожан и туристов – таким в истории украинского ралли вообще мало кто может похвастаться. И в этом плане уютно-домашние церемонии на центральной площади пригорода Харькова, увы, безоговорочно проигрывают. Прежде всего потому, что есть
Отличие четвертое – медиа-эффект. С учетом плотной работы пресс-службы Кубка Лиманов, вполне логично, что на открытии «Куяльника» было тяжело плюнуть так, чтобы не попасть в журналиста, фотографа или оператора (уважаемые коллеги, это не более, чем фигура речи – по факту, никто в вас плевать, конечно же, не собирался). Этот пункт нашего анализа очень плотно связан с предыдущим, ибо количество СМИ прямо пропорционально количеству понтов. Теорема, доказанная любыми общественными и культурно-массовыми мероприятиями, начиная от свадьбы и заканчивая казнью через повешение. В любом случае повеселимся, как сказал бы принц Джон.
Отличие пятое – зрелищность. Оставим в стороне специалистов, которые могут часами стоять в одном повороте, рассуждая о траекториях и стенограмме. Простому зрителю нужно нечто такое, чего он не увидит в обычной жизни – например, брод или трамплин. И в этом плане трасса «Куяльника» давала болельщикам то, чего они хотели – тогда как дорожка в Дергачах в ее нынешнем состоянии такой изюминкой не располагает. Надеюсь, пока.
Отличие шестое – имидж или реноме организатора. Кубок Лиманов существует с 2004 года, и за это время завоевал себе прочную репутацию. Говоря простым языком, все знают, куда едут и что увидят. Бесспорно, у харьковских организаторов тоже есть определенное реноме – но большей частью среди аматорских экипажей. Что же до профессионального пелотона, то для него ралли в Харькове – нечто незнакомое, непонятное и потому пугающее. А ведь кроме этого есть еще и
Отличие седьмое – статус. С тех пор, как Кубок Лиманов стал гордо именоваться чемпионатом Украины по мини-ралли, все прочие кубковые гонки могут лишь облизываться. Не имея никаких отличий с формальной (спортивной) точки зрения, они не дают участникам права в случае выигрыша серии именоваться ЧЕМПИОНАМИ – а «лиманы» дают. Логики в этом, признаюсь, нет никакой – но факты вещь упрямая, с ними не поспоришь. И факты таковы: честолюбие в большинстве случаев является основным мотиватором спортсменов. Особенно, когда есть
Отличие восьмое – особые условия. Ни для кого не секрет, что организатор Кубка Лиманов всегда находил к каждому из участников особый, индивидуальный подход. Кому-то нужно помочь с жильем, кому-то найти штурмана, кому-то подсуетить пару колес, а кого-то и вовсе освободить от стартового взноса. Все это требует немеряных сил, времени и желания – но результат, как показывает практика, превосходит любые ожидания.
Резюмируя сказанное, скажу следующее. Безусловно, при всем формальном сходстве, Кубок DRC и ралли «Куяльник» образца 2015 года представляли собой два очень разных соревнования. Однако при достаточном желании и упорстве харьковчанам ничто не мешает достичь уровня одесситов. Да, путь это непростой и небыстрый, особенно в условиях хронического дефицита финансирования, которым страдают сейчас все украинские гонки. Но путь этот существует, он вполне понятен, логичен и главное – реален. И, как любой путь в тысячу ли, он начинается с маленького шага.
Автор ©
Фото ©