Начнем с того, что новость эта, сама по себе способная вызвать массу дискуссий, прозвучала в самый что ни на есть неудачный момент. Судите сами: по итогам ралли «Стара Фортеця» хитом просмотров в интернете стало онборд-видео экипажа Бориса Ганджи и Евгения Сокура, наглядно демонстрирующее просто чудовищный уровень безопасности на трассе. У всех, кто был на гонке, до сих пор перед глазами всплывают бегающие через дорогу по трамплину дети, их мамаши с колясками и папаши с бутылками. Да что сказать, если в закрытом парке вместо поздравлений с финишем гонщики говорили друг другу – слава Богу, Все живы…
И вот в этот самый момент, на пике эмоционального обсуждения обществом данной гонки, сайт ФАУ опубликовал сообщение о том, что АК «Херсон», который – не формально, но фактически – проводил ралли в Каменце-Подольском, отныне получает право на организацию чемпионатов Украины 2017, 2018 и 2019 годов. В сложившейся ситуации это прозвучало, как издевка над спортсменами – хотя, на самом деле, это не более, чем неудачное совпадение. Если, конечно, верить в совпадения.
Между тем, если посмотреть в корень, то и ситуация с каменецкой гонкой, и решение ФАУ о передаче прав на проведение ЧУ базируются на одном и том же фундаменте. Заключается он в том, что в природе существует только два подхода к организации автомобильных соревнований (а если смотреть шире – то и к организации вообще любого процесса).
Подход первый звучит так: либо делать хорошо, либо никак. Сторонниками такого принципа являются, например, Владимир Тесленко или Виктор Шаповалов. Я много общался и с тем, и с другим, и могу сказать точно: в понимании этих людей браться за проведение гонки можно только в том случае, если существуют четкие гарантии выполнения всех требований и критериев, в том числе и финансовых. Тогда, при наличии должного уровня профессионализма на всех уровнях (простите за тавтологию), гонка получится хорошей и безопасной.
Второй подход, напротив, формулируется иначе: делать гонки надо так, как позволяет ситуация. Адептами этого мировоззрения является подавляющее большинство украинских организаторов и, что более важно, функционеров ФАУ. По их мнению, показателем деятельности является, прежде всего, количество проведенных соревнований по разным дисциплинам автоспорта. В этом, кстати, нет ничего предосудительного, поскольку развитие и популяризация автомобильного спорта является одним из основных уставных направлений деятельности Автомобильной Федерации.
Таким образом, как ни парадоксально это звучит, но ФАУ, будучи законодательным органом, регулирующим судьбу автоспорта в стране, является при этом заложником ситуации. Если отдельно взятый организатор, исповедующий подход №1, в любой момент может послать все к черту и перестать проводить гонки, то Федерация себе этого позволить не может – а следовательно, ей ничего не остается, кроме как использовать подход №2.
Теперь давайте посмотрим, что делает ФАУ, учитывая все вышесказанное. Понимая, что чемпионату Украины по ралли (как, впрочем, и любой другой серии) нужен хозяин, Федерация объявляет конкурс среди желающих взять на себя ответственность за проведение этого турнира. Затея эта обречена на провал изначально, но пойти другим путем ФАУ, с учетом ее целей и полномочий, просто не может.
Кто же откликается на это предложение, опубликованное в открытом доступе и адресованное всем желающим? Давайте посмотрим.
Может быть, Владимир Тесленко? Нет – ведь он давно работает в команде Tsunami RT и организацией гонок не занимается.
Может быть, Михаил Лойленко? Нет – ведь он давно работает в команде Eurolamp WRT и организацией гонок не занимается.
Может быть, Виктор Шаповалов? Нет – ведь он проводит собственный чемпионат по мини-ралли, в котором сам устанавливает правила и сам по ним играет.
Может быть, Станислав Трахимович или Сергей Любимов? Нет – ведь и Крым, и Мариуполь по понятным причинам принимать у себя этапы чемпионата Украины по ралли в ближайшем будущем не смогут.
Может быть, Иван Мельничук? Нет – ведь он уже два года подряд подает заявку на проведение ралли «Буковина», а потом, в ходе сезона, стыдливо ее отзывает.
Может быть, Сергей Малик? Нет – ведь он все свои силы, знания и опыт отдает волонтерской деятельности, что, объективно, куда как важнее, нежели автоспортивные соревнования.
Может быть, Сергей Еженков? Нет – ведь он проводит чемпионат по горным гонкам и раллийный Кубок Карпат, по которым у него и так хватает забот.
Может быть, Алексей Беседин? Нет – ведь он проводит массу разнообразных мероприятий в Харькове и области, и вынашивает амбициозные планы о том, чтобы привести в свой город этап Кубка Европы.
Может быть, наконец, кто-то из успешных менеджеров? Василий Ростоцкий, Евгений Червоненко, Валерий Горбань? Тоже нет – ведь любому разумному менеджеру ясно, что нынешний чемпионат Украины представляет собой чемодан без ручки, с немалым, к тому же, финансовым аппетитом.
Так кто же тогда откликается на предложение ФАУ? Совершенно верно. Единственный организатор, из года в год проводящий от одного до трех ралли в доставшемся ему волей судьбы карьере. Единственный организатор, всегда готовый предоставить свой этап в качестве замены отмененному соревнованию. Единственный организатор, который в течение двадцати лет проводит гонки в строгом соответствии с принципом №2 – то есть так, как получается. Петрищев Олег Александрович и вверенный ему Херсонский автоклуб.
Бинго.
И не надо, пожалуйста, толкать друг друга в попытках первым бросить камень в кого-нибудь – в Петрищева, в ФАУ или, скажем, в меня. Я просто констатирую факт. У Федерации был простой выбор – ликвидировать чемпионат Украины по ралли или отдать его тому единственному организатору, который хотел его взять. А по большому счету, даже этого выбора на самом деле не было; потому что ликвидировать чемпионат Украины по самой популярной и любимой дисциплине автоспорта – это уже был бы перебор.
Поэтому ФАУ и сделала то, что сделала. И теперь вопрос заключается только в том, какие полномочия получит новоиспеченный хозяин ЧУ и насколько строго Федерация будет следить за выполнением им взятых на себя обязательств (которые, кстати, неплохо было бы обнародовать). От этого, собственно, зависит, будет чемпионат существовать дальше в сколько-нибудь приемлемом виде – или ликвидируется сам собой.
Напоследок я бы хотел от всей души пожелать Олегу Александровичу Петрищеву и всему Херсонскому автоклубу крепкого здоровья, терпения, сил и мужества. Потому что подписанное ими соглашение – это, на самом деле, не договор, а приговор. Радикально повысить уровень проведения ЧУ им вряд ли удастся, а нынешний уровень приведет к банальному оттоку спортсменов – в «лиманы», в Прибалтику или в ресторан, рассказывать о былых подвигах. А без спортсменов быть хозяином ЧУ, конечно, почетно, но одиноко.
Как сказал классик – денег нет, но вы держитесь там.
Фото © Владимир Некрасов