Поскольку на «Херсонском ралли» я был, мягко говоря, рядовым зрителем, обсуждать его мы не будем – остановимся только на одном аспекте, мимо которого пройти при всем желании не получилось бы.
Скажу честно: даже если бы я и хотел что-то рассказать об организации или перипетиях финального этапа чемпионата Украины, я бы этого объективно сделать не смог. Волей судьбы и добрых друзей, чьи имена хорошо известны любому поклоннику ралли, я оказался на данной гонке совершенно спонтанно и видел, прямо скажем, немного.
В три часа ночи с субботы на воскресенье мы с Ярославом Кадученко выехали из Киева, около десяти были в карьере, в теплой компании друзей отведали шикарной ухи имени Димы Тананевича, отменного шашлыка имени Вадика Стукаленко и вкусненькой водочки имени Юры Долота, посмотрели четыре проезда по единственному спецучастку, после чего развернулись и уехали в Киев. Ярик, такое впечатление, выкован из железа: в отличие от меня, он все это время практически не спал и при этом рулил. Кадученко, ты лучший, так и запиши.
Но это было лирическое вступление; сказка будет впереди. Сказка эта посвящена, как, может быть, вы догадались, чемпионату Украины по ралли. Точнее – чемпионату Украины по ралли в классе У1600.
Тот, кто читал в детстве Роберта Асприна и его «великолепные мифы», должен помнить одну из повестей, где Скив садится играть в драконий покер. Понимая, что он ни черта в нем не смыслит, герой выбирает рискованную тактику: поставить все имеющиеся деньги на одну-единственную партию. В этом случае мастерство игрока, по факту, не играет никакой роли – все зависит от одного случайного расклада карт.
Где-то примерно то же самое произошло в Херсоне, когда в класс У1600 заявилось сразу семь экипажей. Ни у кого в классе до этого ни единого зачетного очка не было, соответственно – шансы были равны. Тот, кто выигрывал гонку, выигрывал весь турнир.
Оговорюсь сразу: лично я ничего не имею против тех или иных участников этой ситуации. Все были в равных условиях, все сели за стол, зная условия игры, и все с ними согласились. Это был ва-банк в самом чистом и незамутненном его проявлении. Наверное, это была самая рискованная игра из тех, что я когда-либо видел в ралли.
Но безотносительно к тому, кто эту игру выиграл, я задаюсь вопросом: а тянет ли это на чемпионское звание? Или даже не так: а сравнимо ли это с теми победами, которые одержали, например, Рома Козин или Володя Петренко? Соревнуясь весь сезон, ломая технику, тратя кучу денег на логистику – согласятся ли они с той мыслью, что для завоевания аналогичного титула кому-то было достаточно просто финишировать в одном-единственном «Херсонском ралли»? А, может быть, им все равно?
Несколько лет тому назад в чемпионате Украины существовало правило: итоговую классификацию получали только те пилоты, которые стартовали в трех и более соревнованиях. Это, понятное дело, отсекало множество спортсменов, которым хватало денег на один-два старта. Когда-то это даже отсекло из классификации Александра Петровича Салюка, который ровно на одну гонку заменил в команде своего сына Сашу.
Не исключаю, что ему это было, наверное, не очень приятно. Но такой подход, при всех его недостатках, делал невозможным выигрыш турнира без участия в турнире. Победитель чемпионата получал звание чемпиона, приложив к этому существенные усилия.
Скив, герой повести Асприна, выиграл ту партию – так полагалось по сюжету. У нас в чемпионате тоже все сложилось благополучно: победил Рома Жельнио, опытный и быстрый спортсмен, который – если отвлечься от методики – целиком и полностью заслуживает чемпионского звания. И вроде бы все хорошо, но…
Но я обращаюсь к комитету ралли: сейчас, в момент, когда обсуждается регламент ралли на ближайшие три года (а я надеюсь, что это действительно будет так) – не имеет ли смысла вспомнить о том самом забытом правиле «трех гонок»? Или новое деление участников на классы, которое обсуждается сейчас, исключит возможность получения чемпионского звания методом «ва-банк»?
Автор © Володимир Некрасов
Фото © Евгений Сокур