12:05 02 Грудня 2015

ОСОБОЕ МНЕНИЕ: КОМАНДНАЯ ИГРА

Если говорить о цифрах и фактах, то нужно признать, что за последние два года чемпионат Украины не так потерял в личном зачете, как в командном.

Не буду голословным. В 2013 году, который уже традиционно принимается за высшую точку развития украинского ралли, во всех этапах ЧУ стартовало 119 первых пилотов. В 2015 году – 48, т.е. примерно в 2,5 раза меньше. Падение, конечно, существенное, но легко объяснимое и, зная ситуацию, закономерное.

Но посмотрите, что за это же время произошло с командами! В 2013 году в командном зачете участвовало 14 коллективов, из которых только четыре стартовали несистемно (на одном-двух этапах), а остальные 10 проехали весь чемпионат, от начала до конца. В 2015 же году у нас еле-еле набралось 4 команды, необходимые для формального фиксирования итогов чемпионата, причем из этих четырех две команды заявлялись лишь по разу – сугубо для наполнения.

При этом необходимо четко понимать, что необходимых условий для участия команды в соревновании, в общем-то, всего два: получение свидетельства о регистрации команды в ФАУ (выдается один раз на год, затем ежегодно продлевается) и уплата стартового взноса за участие команды в конкретном соревновании. Свидетельство при получении стоит 1000 гривен, продление – 500 гривен. Стартовый взнос в ЧУ по ралли 2015 года – 2000 гривен вне зависимости от количества экипажей, входящих в состав команды. Все остальное – одинаковая раскраска машин, брендированная форма и так далее – обязательным условием не является. Это только по желанию.

На фоне всех затрат на участие в ралли, дополнительные 100 долларов, вроде бы, сверхнагрузкой не выглядят. Но давайте повернем вопрос по-другому – а что, собственно, команда получает за эти деньги? Обосновать наличие стартового взноса для экипажей легко: для них готовится трасса, печатается документация, их обслуживает судейский и технический персонал… А команды? Что дополнительно получают команды за внесенные стартовые, кроме одного кубка за занятое призовое место? Правильный ответ – «ничего» от слова «совсем».

Между тем, именно команды могут и должны стать тем фундаментом, на котором начнет заново строиться здание украинского ралли. Только команды заинтересованы в том, чтобы производить и распространять сувенирную и промо-продукцию, приглашать болельщиков, открывать сайты и страницы в соцсетях и так далее. Экипажу-одиночке это и не по карману, и незачем – тут нужна команда, объединенная общим брендом, символикой, идеологией. Будут команды – будет конкуренция. Будет конкуренция – будет зритель. Дважды два.

Соответственно, одной из задач ФАУ (конкретно – ее раллийного комитета) является мотивация участников ралли к объединению в команды. Сейчас, в ходе подготовки нового регламента, комитет предлагает неожиданный способ: освободить от стартового взноса те команды, в состав которых будут входить три экипажа из трех разных классов. Идея хорошая, и вот почему.

С точки зрения спортсменов, если участие команды не стоит дополнительных денег, то ее надо заявлять – в любом случае, это еще одна возможность для рекламы. Чтобы заявиться бесплатно, придется приглашать в команду минимум один экипаж из какого-либо национального класса. Быстрых экипажей в национальных классах немного; за них начнется борьба. Выиграет эту борьбу та команда, которая предложит лучше условия. Как следствие, малобюджетные экипажи из национальных классов начнут приобретать хоть какую-то рыночную стоимость, если можно так выразиться.

С точки зрения организаторов, прямые поступления в кассу от такого решения вроде бы уменьшатся. На первый взгляд, это плохо – ведь им и так не хватает денег на проведение достойных гонок. На самом же деле, эта «недополученная прибыль» вернется сторицей – как в виде новых экипажей в младших классах, так и в виде новых медиа-активностей, инициированных самими командами.

В конечном итоге, если командная борьба развернется с достаточной силой, рано или поздно кто-то из игроков сам придет к организатору и предложит свою помощь, например, в изготовлении полиграфии – под условие размещения на ней своего бренда. Такое бывало уже неоднократно, и приводить конкретные примеры нет нужды.

Наконец, с точки зрения болельщиков, намного интереснее следить за турниром, в котором соревнуются именно команды. Согласитесь, абсолютное большинство случайных в ралли людей вспомнят MacCoffee Rally Team – хотя даже половина из них не назовет всех ее первых пилотов, не говоря уже о штурманах. Зрителям нужны красивые, запоминающиеся бренды и автомобили; и дать это им могут только команды.

Таким образом, на повестке дня остается один вопрос: все ли заинтересованные стороны понимают, в чем выгода увеличения количества участвующих в ралли команд? Все ли готовы на нестандартные меры, принимаемые во имя некоей перспективы? Не перевесит ли сиюминутная выгода в момент принятия решений? Как говорится, скоро узнаем…

Автор © Володимир Некрасов

Фото © Virtus Racing, Junior Way Team, Eurolamp WRT

Читайте також: