Для начала давайте определимся с одним важным термином, а именно – что такое зимнее ралли? По фото и видео из Швеции или Норвегии мы сложили себе некую идиллическую картинку: укатанные «в асфальт» заснеженные дороги шириной в два-три корпуса автомобиля, вокруг которых стоят щедро украшенные инеем деревья, а между ними гостеприимные аборигены бесплатно угощают шашлыком и ягермайстером счастливых болельщиков. У болельщиков при этом, отметим, хорошее настроение, совершенно сухие ноги, абсолютная устойчивость к алкоголю и иммунитет к простудным заболеваниям, которому позавидовал бы сам Дункан МакЛауд.
В реальности, конечно же, все не так. Природа в большинстве случаев выглядит достаточно уныло, аборигены жарят шашлык только при условии, что мясо, дрова и деньги вы привезли с собой, ноги промокают за десять минут, болельщики напиваются еще быстрее, а кашель с насморком напоминают о себе как минимум ближайшие две недели. Согласны?
Ну, а коль скоро все это правда, то почему, скажите на милость, дорога должна проявлять высокую сознательность и оставаться именно такой, как вы ее нарисовали себе глазами воображения?
Собственно, она и не стала.
За неделю до гонки фото и видео, снятые на Верецком перевале, вызывали дикое желание поскорее оказаться непосредственно на месте съемки. Уверен, что через пару дней в Карпатах выпадет снег, и друзья опять начнут бомбардировать меня пейзажами, достойными пера Джека Лондона. Но именно в те конкретные выходные, когда было запланировано ралли «Зимние Вершины», погода подбросила всем нам неприятный сюрприз. В этом решительно никто не виноват, просто так сложилось, что трасса, предназначенная для проведения гонки, в считанные часы превратилась из снежной дороги в ледяное болото. Форс-мажор чистейшей воды.
Дальше мы упираемся в вопрос – что нужно было делать в такой ситуации?
Есть мнение, что организатор должен был отменить или перенести гонку. Это мнение высказывают те, кто никогда не организовывал и не отменял гонки. Те, кто знают, сколько согласований нужно получить, сколько денег потратить, сколько бутылок выставить, сколько литров дизеля залить, сколько телефонных звонков сделать и сколько потом седых волос перед зеркалом из своей головы выдернуть – они такого мнения не высказывают. А если и думают, то держат свое мнение при себе. Потому, что: профессиональная солидарность подсказывает, что на его месте может оказаться каждый.
Есть мнение, что спортсмены должны были встать плечом к плечу и дружно отказаться ехать. Такое мнение высказывают те, кто верит, что наши спортсмены способны хоть что-нибудь сделать сообща, как единое братство – или назовите это словом «профсоюз». Те, кто варится в украинской раллийной тусовке больше десяти лет, прекрасно знают, что наши спортсмены, как некое сообщество, не представляют собой ровно ничего. Каждый по отдельности – да, личность. Но при этом – каждый за себя.
Я ни то, ни другое мнение не разделяю. Потому что у меня есть свое, собственное, особое мнение. Вот оно.
В июле 2007 года во Львове должно было состояться ралли «Галиция» (между прочим, с тем же самым организатором). Помню, мы с Лешей Горбенко взяли по этому поводу тестовый Ленд Ровер Дискавери (или Фрилендер?), затарили багажник пивом и выехали на Житомирскую трассу. И где-то примерно в районе Капитановки мне позвонил Андрей Александров и сказал – Вова, тут под Бродами катастрофа, взорвался поезд с фосфором, поэтому мы гонку отменяем, а точнее, переносим на непонятный срок. После чего мы развернулись и поехали на тестовом Ленд Ровере пить пиво ко мне домой.
Я вспомнил это не для того, чтобы подчеркнуть, что мне лично звонил лично Андрей Александров. Профессор всегда звонил всем, кого уважал и с кем дружил. Я вспомнил это по другой причине. В то время Андрей Александров был председателем комитета ралли ФАУ.
Ребята, а где в прошлые выходные был комитет ралли ФАУ? Вот я был на гонке, и что? Иру Калиницкую видел, Сережу Трутнева видел, Пашу Михайлуся видел, Сашу Решетилова видел. Спортсменов видел. Болельщиков видел. Комитет ралли – не видел.
Поэтому, пожалуйста – вот туда вопросы. В дисциплинарный комитет Автомобильной Федерации Украины. Который по определению должен инспектировать трассу, сделать заключение о ее состоянии, оценить риски, признать дорогу пригодной – или непригодной – для проведения соревнования и на основании этого либо разрешить проведение, либо запретить. Вот и все.
И не надо гнать на организатора или на участников, вне зависимости от того, стартовали они или отказались. Есть профильный комитет. У него достаточно оговоренных регламентом полномочий для того, чтобы принять любое решение об отмене или переносе. И я помню времена, когда этими полномочиями пользовались.
Только люди были другие. Сейчас таких нет.
В заключение я хочу сказать спасибо нескольким людям. Ване Остапченко, который сел за руль в полдень в Киеве и встал в девять вечера в Славском – без тебя я бы ехал по этим дорогам сутки. Ростику Базилевичу, которому советовали не соваться на Верецкий, а он сказал «А мне интересно» и поехал – без тебя я бы не увидел трассу своими глазами. Максу Мохначу, который загрузил машину зонтиками, лопатами, дровами, бутербродами и еще черт знает чем – без тебя гонка была бы в сто раз грустнее.
Всем спортсменам, кто стартовал и доставил нам удовольствие от просмотра гонки. Всем спортсменам, кто не стартовал, но объяснил свою позицию. Ребятам из полиции, которые в осенних туфлях стояли в сугробах и даже пытались шутить, несмотря на холод и ледяной дождь. Болельщикам, которые наплевали на все и приперлись в этот день на эту трассу, чтобы сделать пару фоток и помахать полюбившимся им экипажам. Большое человеческое спасибо.
Все буде добре.
Фото © Евгений Хитрук