По меткому выражению Саши Островского, эта статья должна была быть написана, когда улягутся эмоции – да вот только что-то они никак не улягутся…
Как обычно в рамках «Особого мнения», начну с провокационной мысли. Впервые за много лет по итогам прошедшего ралли мне хочется говорить не об организационной составляющей процесса, не об общих тенденциях, не о своих личных впечатлениях – а непосредственно о спорте. Потому что это было ралли, а не черт-те что.
Да, в этом месте многие читатели разочарованно хмыкнут и скажут – ну, конечно, опять Некрасову заплатили, чтобы он не заметил косяков. Да нет, я заметил. И криво составленное расписание, и 5 километров дистанции, которые надо было выбрасывать изначально, а не по требованию спортсменов, и многое другое, что я видел и знаю «изнутри», так сказать. Но елки-палки, согласитесь, что косяки у нас имеют место в каждом ралли – а вот настоящий спорт получается крайне редко. И грешно было бы упустить возможность поговорить именно о спорте – потому что неизвестно, когда она представится в следующий раз.
Опять-таки, предвижу возражения – где ж тут спорт, когда приезжая звезда порвала всех наших на мелкие фрагменты? Милые мои, так в этом-то и дело! Именно благодаря таким приезжим звездам украинские гонщики становятся лучше, мудрее, быстрее. Не по мановению волшебной палочки, конечно – но только так, равняясь на быстрейших, можно хоть чего-то добиться. Если, конечно, хотеть чего-то добиться.
На этом лирическое отступление можно считать оконченным; перейдем к конкретике.
Очень часто в различных беседах всплывает крайне сложный вопрос: что самое главное в ралли? Ответы бывают разными – хорошая стенограмма, хорошая подвеска, хорошая команда механиков, хороший бюджет, в конце концов. На ралли «Галиция» самой главной составляющей успеха были хорошие колеса. Причем «хорошие» не в смысле «новые», а в смысле «правильно подобранные».
Штука в том, что многие из украинских участников этой гонки так или иначе имели представление о трассе, на которой им предстоит стартовать. Кто-то был в прошлом году на «лиманах», кто-то ездил в Кубке Карпат, кто-то стартовал на «Галиции» 2015 года и так далее. И, учитывая свой прошлый опыт, эти люди приходили к выводу, что на данной трассе очень важно сохранить покрышки целыми.
В силу этого обстоятельства пилоты принимали решение – ставить на гонку жесткий состав шин. Во-первых, усиленные боковины уменьшали вероятность бокового пореза. Во-вторых, при ожидавшейся жаре жесткий состав должен был теоретически работать лучше, чем средний или мягкий. Насколько мне известно, этой логикой руководствовались, как минимум, Борис Ганджа и Тарас Кравченко, которые ехали на Pirelli Scorpion – как говорится, жестче некуда.
На этом фоне совершенно неожиданным выглядело решение Яниса Воробьевса ехать на среднем составе, которое было принято еще до гонки. Теперь я могу рассказать об этом, поскольку дело уже сделано – за несколько дней до выезда Янис звонил мне, и, среди прочего, рассказал о том, что берет с собой на «Галицию» только средний состав и только потертые колеса.
Слова не разошлись с делом: по итогам гонки Воробьевс, по его словам, не использовал ни одного нового колеса. Больше того, на заключительные два спецучастка гонки он поставил самые потертые покрышки, которые у него были! Решение, в целом, понятное – к тому моменту его отрыв от преследователей составлял уже около трех минут. Но вы вдумайтесь, как же он рисковал!
Ни для кого уже не секрет, что финальный доп Янис проиграл из-за того, что незадолго до финиша получил медленный прокол и доезжал едва ли не на диске. А если бы это произошло раньше, в начале допа, например? Если бы ему пришлось останавливаться и менять колесо? Эдак можно было проиграть не только последний спецучасток, а и всю гонку, между прочим…
И вот тут мы возвращаемся к тому, с чего начинали – к хорошей стенограмме, хорошей подвеске и всему остальному. Понимая, что средний состав намного более подвержен проколам, нежели жесткий, Воробьевс записывал трассу и ехал по ней с учетом этого фактора. Я могу это утверждать с полной уверенностью, потому что специально выбирал для просмотра те места, где, по всем приметам, Янис должен был ехать боком. И в ста процентах случаев он проезжал их намного более ровно, чем мы с друзьями ожидали.
Да, это было не так эффектно, как он умеет. Но это было эффективно, прагматично, расчетливо. Как сказал мне после гонки Руслан Топор (он не смог стартовать, но смотрел гонку вживую), «Янис ехал философски». Это на самом деле, очень удачное определение – философски. Он увидел новую для себя трассу, оценил ее, понял ее философию – и проехал так, как того требовала ситуация.
На мой взгляд, это самое важное умение, которым должен обладать настоящий раллист. Потому что дело не в количестве лошадиных сил под капотом и не в стоимости подвески. Дело в умении адаптироваться к тем условиям, которые имеют место здесь и сейчас. А для этого нужно иметь в своем арсенале большой набор опций, как тактических, так и стратегических.
При этом я не хочу сказать, что Янис – идеальный гонщик. Да взять хотя бы сбитую на втором городском проезде «бочку»! Ну сто процентов, хотел «облизать» ее, как на первом допе – но то ли недотормозил, то ли машина не сорвалась в нужный момент, то ли банальный солнечный блик поймал. Не знаю, что произошло, а он не рассказывал)) Но ошибся – факт. И наверняка эта ошибка была не единственной – просто другие были не так заметны.
Но в целом – он проехал гонку ровно так, как это было нужно. Хотел бы – добавил бы еще. Изменил бы траектории, поставил бы другие колеса, где-то рискнул бы чуть больше, где-то проехал бы точнее. Если бы того требовала ситуация – он бы к ней адаптировался. Сто процентов, к бабке не ходить.
К сожалению, большинство украинских спортсменов едут не так, как диктует ситуация – а так, как получается. Как научились на «лиманах» – так и поехали на «Галиции». Как привыкли атаковать грунтовые бруствера – так и упираемся в гравийные обочины. Как привыкли на одном комплекте колес проезжать весь сезон – так и лупим по камням, не думая о последствиях. А потом удивляемся – как это чужестранец везет нам минимум секунду с километра на наших дорогах?
Потому что учиться надо, друзья мои. Всем нам – и гонщикам, и фотографам, и организаторам, и журналистам – учиться и еще раз учиться. И благодарить тех, кто приезжает к нам и за свои деньги преподает нам сложную и тонкую науку настоящего ралли.
Будем надеяться, осенью на «Трембите» нас ждет очередной урок. Раньше – вряд ли…
Автор © Володимир Некрасов
Фото © Алексей Горбенко, Владимир Некрасов