Раллийных автомобилей этой французской марки в Украине не так уж много – но даже при этом разобраться в их количестве оказалось непросто.
Вопреки расхожему мнению молодого поколения болельщиков, марка Citroen заняла свое место в раллийном «зале славы» очень давно, более полувека назад. Первые победы «шевронам» принесла модель C 19 DS, блиставшая на асфальтовых и гравийных гонках в 60-е годы ХХ века. Позднее раллийную славу приумножила модель СХ, тогда как успехи в ралли-рейдах пришли вместе с моделью ZX.
Однако трудно спорить с тем, что нынешний имидж автомобиля-победителя принесли марке фантастические рекорды Себастьена Лёба, в руках которого одинаково быстрыми были Xsara, С4 и DS3. Увы, украинское представительство бренда не проявило интереса к спортивной грани его имиджа, и официальной поддержки, насколько нам известно, никому из раллистов не оказывало. Возможно, это является одной из причин того, что раллийных автомобилей с шевронами на радиаторе в нашей стране так мало.
Забавно, что три раллийных автомобиля Citroen Saxo дебютировали в чемпионате Украины по ралли почти одновременно – произошло это на ралли «Столица» 2004 года, и разница между их стартами составляла несколько минут. Согласно стартовым номерам раньше других через церемониальную арку проехал Юрий Яковенко (№57), затем проследовал Александр Медведченко (№61), а через пару минут и Вадим Мордовин (№63). Именно в такой последовательности мы и расскажем об этих автомобилях.
Машина, на которой дебютировал в ралли Юрий Яковенко, была подготовлена по требованиям группы N (насколько нам известно, она остается практически стандартной и поныне). После нескольких лет пребывания в руках Юрия, автомобиль перешел к его штурману, Владимиру Печенику, начавшему карьеру пилота. Еще через четыре года машина попала к одесситу Юрию Коваленко, от него – в Крым, к Роману Борсуку, а затем, в начале 2015 года вновь вернулась в Киев, к спортсмену-аматору Ивану Хохотва.
В отличие от Яковенко, для Александра Медведченко старт на Saxo был, само собой, далеко не первым в карьере. Отъездив на желтом «ситроенчике» один год, он уступил его менее известному киевлянину Сергею Авилову. Затем машина практически под копирку повторила путь своей «сестры»: сначала попала к Печенику, а затем к Коваленко. Нынешним владельцем автомобиля является черкасчанин Андрей Яроменко, который, насколько нам известно, о продаже ралликара не думает.
Судьба третьего Saxo, как ни странно, тоже переплетается с двумя первыми: после того, как на машине стартовали Вадим Мордовин и Евгений Понедельник, она попала… в Киев, к Юрию Яковенко! Этот А-групповой автомобиль, подобно одному из собратьев, также попал в Крым – сначала к Алексею Панову, а затем к Александру Юшкову, который выиграл на нем чемпионат Украины 2013 года в классе У1600. Эта машина находится в продаже, владелец просит за нее 5500 у.е.
Чтобы закончить разговор о Citroen Saxo, оговоримся, что в Украине есть еще как минимум одна такая машина, подготовленная под кольцевые гонки. Несколько лет назад на ней выступал Алексей Омелай; а в настоящее время автомобиль, прошедший полный ребилд, находится в команде VD Motorsport, и выступает на нем Святослав Денисов.
Помимо перечисленных «саксо» в Украине есть и еще один, хорошо известный раллистам Citroen –речь о модели Xsara. Первым его владельцем был все тот же Юрий Яковенко; затем на «ксаре» недолго выступал Сергей Сергиенко, после чего она перешла в руки Владимира Печеника. Некоторое время назад машина была выставлена на продажу по цене в 10 000 у.е.; кроме продажи, по словам владельца, возможна и аренда.
Закончим же перечисление подготовленных к бою «ситроенов» упоминанием о машине, которая никогда не появлялась на раллийных трассах, однако вполне может это сделать. Речь о Citroen C2, построенном несколько лет назад киевским спортсменом Алексеем Штанько. По стечению обстоятельств, стартовать на автомобиле Алексей пока так и не смог; на сегодняшний день автомобиль можно как приобрести за 8400 у.е., так и обсудить с владельцем перспективы совместных тренировок и выступлений.
Итог: Внимательно изучив статистику выступлений Citroen в украинском ралли, мы пришли к выводу, что это достаточно надежные, вопреки молве, автомобили, которые доезжают до финиша намного чаще, чем среднестатистические «восьмерки». Добавим к этому наличие опытных спортсменов, за долгие годы изучивших эту технику вдоль и поперек – и получим весьма бюджетный, как по стоимости, так и по сервису ралликар. Практически все имеющиеся в Украине сейчас готовы к продаже либо аренде, причем разброс цен на них велик, как никогда.
Автор © Володимир Некрасов
Фото © Кирилл Бондаренко, Сергей Холодило, Лариса Мищанчук, Денис Сергиенко