Трофей FAU по ралли на серийных автомобилях традиционно стартовал в Черкассах.
Пожалуй, единственным нестандартным моментом ралли «Аэроринг», прошедшего в Черкассах в минувшие выходные, стало покрытие трассы. На выпущенной за месяц до соревнования афише красовался едущий по снегу «лансер», что как бы намекало на полноценную зимнюю гонку – однако уже за неделю до старта стало понятно, что мечтам сбыться не суждено. Аномально теплый февраль безапелляционно превратил «снежное» ралли в асфальтовое – свернув таким образом любые дискуссии участников на тему нюансов использования шипованной резины. Что, в общем-то, само по себе и неплохо.
В остальном же черкасская гонка полностью соответствовала заданным ею же стандартам – интересная конфигурация, четкий тайминг, удобное расписание, душевная компания. Почти полсотни экипажей на старте – тоже характерная для Черкасс цифра; и это, опять-таки, вовсе не удивительно. Во-первых, данная команда организаторов создала себе достаточно крепкий имидж – ну, а во-вторых, асфальт все же менее требователен к подготовке техники, когда речь идет о серийных автомобилях. Так что все, в общем, вполне логично.
Опять же, логично выглядят и результаты соревнования. «Слаломный» характер трассы однозначно больше подходил маневренным моноприводным автомобилям, которым с трудом что-то могли противопоставить более мощные, но менее поворотливые полноприводные «эво» и «импрезы». Да, в общем-то, поголовье полного привода в этот раз изначально было весьма скромным – чуть более 10% всех стартующих. Поэтому и немудрено, что в топ-десятку абсолюта попали всего три «полнолапых», а абсолютно лучший результат показал известнейший киевский спортсмен Виталий Геращенко на Honda CRX.
Однако тема преобладания монопривода в гонках Трофея заслуживает более детального обсуждения. Знаете, в украинском футболе давно существует такая тенденция: на уровне детских/юношеских/молодежных команд мы выигрываем все, что можно – но как только дело доходит до команд мастеров, от результатов остается один пшик. Нечто похожее наблюдается и в авторалли: на уровне «любителей» канал почти на 90% состоит из монопривода – но до «взрослых» чемпионатов из этих людей добираются единицы. Почему?
На первый взгляд, ответ очевиден. Для участия в этапе Трофея (особенно асфальтовом) вполне достаточно вложить немного денег в подготовку своего повседневного автомобиля, на котором после финиша можно уехать домой, а на следующий день отправиться на работу или по магазинам. Однако для того, чтобы стартовать хотя бы в этапе Кубка Лиманов, уже нужно покупать второй автомобиль, вваривать в него каркас, устанавливать спортивное доп. оборудование, нанимать механиков и так далее. Совершенно несравнимые затраты.
Но все это верно только в случае, если мы говорим о покупке/постройке собственного спортивного автомобиля. А если вести речь об аренде такового, то ситуация меняется радикально. Потенциальному участнику не нужно заниматься проблемами выбора, покупки, подготовки и обслуживания ралликара – просто уплати сумму аренды из расчета N евро за боевой километр, садись за руль и стартуй. Что поломал – то купил. Ничего не поломал – финишировал и уехал домой, оставив технику владельцу.
Ключевая проблема, на наш взгляд, заключается в практически полном отсутствии рынка арендных спортивных автомобилей. Допустим, кто в Черкассах ехал на арендованной технике? Насколько нам известно, одна лишь Елизавета Костина на хорошо знакомом многим Renault Clio Williams (и, кстати, финишировала она на подиуме класса SP 2WD). Возможно, мы еще о ком-то не знаем – но в любом случае, это единичные примеры. А системы, как таковой, нет.
Между тем, аренда – это великолепная возможность решить сразу несколько задач. И привлечение в спорт молодежь, и наполнение канала, и увеличение охвата соревнований в медиа, и многое другое. И самое интересное, что спортивной техники, в той или иной мере готовой к старту, в Украине не так и мало, как кажется – просто стоит она по гаражам и покрывается пылью, вместо того, чтобы работать на благо владельца и процесса. Увы, изменить эту ситуацию мы не в силах – но, как минимум, предложить задуматься о ней можем…
Возвращаясь к черкасскому этапу Трофея, закончим вот на какой мысли. Черкасчане прекрасно освоили процесс организации и проведения локальных любительских соревнований; можно даже сказать, «поставили его на конвейер» (по крайней мере, со стороны выглядит именно так). И если сделать следующий шаг в сторону организации полноценного гравийного или асфальтового ралли не удается по объективным причинам – то, возможно, стоит задуматься о создании некоей базы арендной спортивной техники? В конце концов, это тоже семена, которые рано или поздно прорастут на общем раллийном поле…
Автор © Володимир Некрасов
Фото © Александр Василюк, Sander Studio