Нет, их было много; по меркам нашей страны, так даже очень много, но… Небольшой пример. Мы – бригада «Автоцентра», которая освещала гонку онлайн – жили в городе Калуш, километрах в 30-ти от трассы. Понятное дело, что о проходящей по соседству гонке там знали очень немногие – рекламировать этапы Чемпионата Украины у нас почему-то не принято. Бармен (и по совместительству хозяин) нашей замечательной гостиницы «У Кондрата» прямо заявил, что если б знал заранее, не поленился бы выкатить на трассу передвижной киоск с пивом и закусками (и был бы сто раз прав – ничего этого купить во время гонки возможным не представлялось). Пришлось нам брать просветительскую работу на себя, и до позднего вечера рассказывать компании калушских ребят о том, как, где, на чем и в какое время завтра будут гоняться.
Утром подъезжаю к старту СУ2, звонит мобильный. «Володя, это вчерашние знакомые. Мы тут приехали на гонку посмотреть – не подскажешь, откуда лучше видно?». Подсказал, рассказал, объяснил, прокомментировал. Потом еду домой и думаю – ну почему так? Всего лишь небольшой толчок нужен людям, чтобы подняться в семь утра, проехать 30 или 40 километров, проторчать весь день под дождем, увидеть в лучшем случае четыре проезда трех десятков машин и уехать домой довольными. Небольшой толчок – но почему же никто этого не делает?
Ответ на этот вопрос, сама того не желая, подсказала мне организатор гонки, Александра Кодак. Я разговаривал с ней дважды. Первый раз по телефону, когда, подъезжая к Ивано-Франковску, попросил о встрече, аргументируя необходимостью получить карты допов и время старта первого автомобиля. Александра мило изумилась тому, что у «Автоцентра» нет карт и расписания, сослалась на нехватку времени и предложила скачать искомые документы на сайте www.autosport.com.ua. Я тактично не стал расстраивать ее тем, что это, во-первых, частный сайт, не имеющий отношения к оргкомитету гонки, а во-вторых, карты, выложенные там, почему-то не открываются ни одним из известных мне браузеров. В итоге всю документацию нам почтой выслала владелица этого сайта Лариса Мищанчук, за что ей огромное спасибо.
Второй разговор с Александрой состоялся уже в Ивано-Франковске, непосредственно перед торжественным открыием гонки. Я, по сложившейся традиции, хотел попросить список допущенных экипажей и наклейку «Пресса», полагающуюся на мой автомобиль. Александра мило изумилась тому, что у «Автоцентра» нет списка и наклейки, сослалась на нехватку времени и убежала на открытие. Тут я должен покаяться – мой косорезик; мы действительно должны были подъехать в штаб ралли пораньше, но застряли, выясняя отношения с местными сотрудниками ГАИ. Так или иначе, списки и наклейки мне выдал главный хронометрист соревнований Саша Петрищев, за что и ему огромное спасибо тоже.
На этом мое знакомство с Александрой Кодак и завершилось. Понимаю, что столь короткое и мимолетное общение не дает мне ни малейшего права говорить о данном человеке ни в хороших, ни в дурных тонах, но от одного соображения не удержусь. Если у Александры не хватало времени на меня (а я, без ложной скромности, все-таки редактор профильного раздела крупнейшего в стране автомобильного издания), то, возможно, у нее вообще ни на что не хватало времени. А если так, то тогда меня, конечно, не удивляют ни двухчасовые задержки допов, ни отсутствие перекрытия, ни внедорожники, возникающие на трассе перед лидирующим экипажем, ни севшие батарейки в рации судей, ни ночной подиум, который не потрудились осветить, ни отсутствие ограждения вокруг него, что практически лишило смысла работу фотографов, ни многое другое… И если у организатора гонки не хватило времени на все это, то тогда меня совершенно не удивляет, что со зрителями по-настоящему никто никакой работы не проводил – ни ознакомительной, ни предупреждающей.
В воскресенье, во время прохождения СУ12, одному из местных жителей попал в голову камень – небольшой кусочек гравия чуть-чуть рассек кожу головы, в общем, ничего серьезного. Парню притащили ведро холодной воды, промыли рану. «Ну как ты?» – спрашиваю. Улыбается: «Будет, что вспомнить!».
Фото © Алексей Горбенко, Владимир Некрасов