В этом году мы впервые решили рассматривать термин «зарубежные выступления», как дорогу с двусторонним движением. Да, трафик на этой дороге, увы, незначительный – как «импорт», так и «экспорт» гонщиков у нас сейчас далеко не выдающийся. Но помаленьку процесс все же идет – и украинцы изредка стартуют на международном уровне, и европейские спортсмены к нам то и дело заглядывают.
Конечно же, одним из ключевых факторов, перекрывших «ралли-трафик» между Украиной и Европой, стала пандемия. Вспомните 2020-й год – даже такой «тяжеловес», как Eurolamp WRT, объективно не смог позволить себе ни одной зарубежной гонки! Да, 2021-й нарисовал вроде бы позитивную тенденцию – ограничения стали слабее, и взаимные визиты «к нам» и «к ним» возобновились. Но кто знает, что принесет нам год грядущий? По крайней мере, сейчас мы не готовы делать никаких прогнозов – просто зафиксируем ситуацию в том виде, в каком она есть. Как минимум, для истории.
Довилас Чютеле/Донатас Звицевичюс
Экипаж на красной Lada 2105 завоевал сердца украинских болельщиков с первой же гонки в раскисшем от дождя херсонском карьере. Тогда, несмотря на абсолютно непривычные условия и незнакомую трассу, Довилас выиграл в классе 2WD Open семь спецучастков из десяти – причем до середины гонки держался на 6-й позиции абсолютного зачета! Для многих это было шок, а многие радостно потирали руки – вот, мол, какая интрига за победу в классе…
К сожалению, побороться за призовое место в чемпионате Чютеле не смог – в каждом из трех украинских стартов его преследовали те или иные проблемы, связанные с техникой. При этом, что интересно, те же самые три старта на родине закончились для него абсолютно противоположным образом: тремя победами в зачете Historic. И вот теперь вопрос: захочет ли быстрый литовец сделать вторую попытку и покорить украинский чемпионат в 2022 году?
Георг Линнамяэ/Владимир Корся
Высокий потенциал эстонско-украинского экипажа уже давно очевиден всем, кто интересуется ралли – и 2021 год стал тому очередным подтверждением. Пожалуй, Георгу и Володе не хватает лишь одного: стабильности результатов. Великолепные гонки («серебро» зимнего ралли «Отепя» и победа в классе на «Южной Эстонии») чередуются с серьезными авариями (как, например, на «Сааремаа») – что и не дает возможности назвать сезон однозначно успешным.
Вместе с тем, именно Корся третий год подряд остается единственным украинцем, хотя бы раз в году стартующим на этапах чемпионата мира. Помимо этого, в 2021-м Владимир вновь успел отметиться и в домашних гонках с Дарьей Бакай (5-е место на «Галиции») и Игорем Чаповским (3-е место на мини-ралли «Нико-2021». Повторимся – если бы не две аварии, год можно было бы считать для Корси очень неплохим.
Сергей Потийко/Иван Мишин
После семи полных сезонов в Украине Сергей Потийко решил радикально сменить и обстановку, и технику – что вылилось в шесть зарубежных стартов на совершенно неизвестной в наших краях Skoda Fabia Rally2-Kit. Год однозначно был запланирован, как тестовый – но и при этом Сергей с Иваном несколько раз смогли финишировать на подиуме литовских и эстонских соревнований. Вишенкой на торте мог стать этап чемпионата Европы на Канарских островах – но удержать довольно высокую 4-ю позицию в зачете ERC2 не удалось из-за вылета на последнем спецучастке гонки.
Тем не менее, уходящий год показал, что и экипаж, и его новый автомобиль могут быть вполне конкурентоспособны – даже с учетом немаленького количества соперников. Совершенно очевидно, что в Украине Сергей с Ваней запросто смогут бороться за награды чемпионата, как минимум, в недавно созданном классе Open. Непонятно пока только одно: считают ли они, что время возвращаться уже пришло?
Каролис Кайрис/Мариус Кайрис
Каролис и Мариус Кайрисы, похоже, полюбили нашу страну всерьез – вот уже три сезона подряд они хоть раз, но выступают в украинском ралли. Нынешний год стал в этом плане рекордным – литовцы провели в ЧУ три гонки из четырех состоявшихся, причем до обидного схода на «Воротах Украины» находились в числе претендентов на призовое место по итогам турнира. Примечательно, что именно в этой гонке Каролис стал первым за многие годы иностранным пилотом, заявленным в составе украинской команды – согласитесь, эпизод нерядовой.
Вполне очевидно, что в украинском чемпионате Кайрисы не потерялись – на их счету уже два подиума в абсолютном зачете («Столица»-2020 и «Галиция»-2021). В этом контексте, конечно, было бы здорово, если бы литовцы и в наступающем году включили в свою программу хотя бы три ближайших для себя карпатских этапа ЧУ. Сбудется ли это – узнаем ближе к началу сезона.
Антон Корзун/Павел Кононов
По состоянию на конец октября Антона и Паши в данном списке не было и не могло быть – имея в своем активе 63 старта в роли первого пилота, Антон Корзун за восемь лет в ралли ни разу не выступал за границей. Да и поездка на гравийное ралли «Либурна» в начале ноября 2021 года тоже не была спланированной – как сказал сам пилот, это решение было принято лишь после отмены финального этапа ЧУ. Вот так, совершенно внезапно, Корзун с Кононовым оказались в числе «гастролеров».
«Первый блин» вышел совсем неплохим: победа в классе N5, причем на совершенно незнакомом для себя автомобиле! Впрочем, смысл этого старта как раз и заключался в возможности попробовать новую технику; и совершенно точно, свои выводы из этого Антон сделал. Каким будет его решение, мы пока не знаем – однако вероятность того, что в 2022 году мы увидим Корзуна и Кононова на непривычном для них (и для нас) автомобиле, явно повысилась.
Валерий Горбань/Сергей Ларенс
Вот уж который год, когда мы пишем о выступлениях Валерия Горбаня, нам приходится использовать только превосходную степень сравнения. Самый опытный украинский гонщик, чья коллекция титулов по своему разнообразию не сравнится ни с чем, в 2021 году добавил в свою трудовую книжку еще одну запись: чемпион Литвы по ралли. Скорее всего, подобное достижение – победы в чемпионатах Литвы, Латвии и Эстонии – вряд ли покорится кому-то еще; как минимум, в ближайшие годы.
Любому понятно, что Горбань, с его опытом и техникой, только за границей может получить то, за чем стартует – плотную борьбу, в которой ценность победы возрастает многократно. Наверное, причин, по которым Валерий вновь может вернуться в ЧУ, только две: или очередной виток пандемии, который не позволит его команде свободно перемещаться между странами, или резко возросший уровень конкуренции в домашних гонках. Первого, конечно, не хотелось бы – а вот за второе мы голосуем обеими руками!
Фото © Виктор Аджамский, Михаил Овсяник, Луиш Феррейра, Кристс Андерсонс, Fotodarius, Flat-Out, TECE Binotel RT