На самом деле, вся Женина карьера – наглядный пример того, что в автомобильном спорте, который принято считать невероятно дорогим, можно добиться немалых успехов, не будучи при этом миллионером. Автор данного материала не понаслышке знает о том, как живут автомобильные журналисты – и может подтвердить, что миллионы они видят только в графе «стоимость тестируемого автомобиля». На практике же это ремесло – с финансовой точки зрения – ничем не превосходит многие другие, совершенно обычные и доступные профессии.
И тем не менее, не будучи владельцем хлебзавода или народным депутатом, Женя Сокур за неполные четыре сезона умудрился стать чемпионом Украины по мини-ралли и абсолютным чемпионом Украины по классическому ралли! И это при том, что полноценную карьеру в данной дисциплине он начал в возрасте 35 лет… Согласитесь, пример достаточно интересный, чтобы разобрать его, как говорится, «по винтикам» и понять – как же это удалось нашему герою?
Евгений Сокур: По винтикам, так по винтикам. Ралли я болен с детства, причем до сих пор не отпускает. Сначала была пресса, репортажи журнала «Сигнал», позже «Автоцентр». Первое ралли, которое увидел своими глазами – «Столица» 1999 года. Годом позже уже брал автографы у Александра Салюка, Василия Ростоцкого, Владимира Петренко (уж очень нравилась его желтая Renault Clio). Вскоре я стал заядлым болельщиком и на протяжении нескольких лет ездил с «Эпидемией скорости» практически на все этапы ЧУ по ралли.
Следующим этапом, с которого и началась моя карьера в автоспорте, стало любительское ралли. Я гонялся на «Таврии», получалось хорошо, быстро. В то время боролся с Андреем Мельником и Ярославом Кадученко (забавно, что впоследствии штурманил им обоим). Безусловно, я мечтал о профессиональной карьере, причем именно в руле – но понимал, что это большие деньги.
«Ралли в Украине»: Твой первый старт в роли штурмана состоялся в 2006 году – а потом последовал почти десятилетний перерыв. Почему так получилось?
Евгений Сокур: Скажу, что этот старт был очень спонтанным, случайным и неправильным. Даже не считаю его началом штурманской карьеры. Гонку ехали без прописки, по чужой стенограмме, переписанной поздним вечером у штурмана-дебютанта. Никогда так не делайте). В итоге, дорога не билась, градация поворотов не совпадала… Можно сказать, что я просто покатался в боевой восьмерке.
Собственно, после этого я все равно видел себя только первым пилотом. Прикидывал шансы, считал финансы… Поехать бы мог, но все до копейки уходило бы в спорт – а так тоже нельзя. Попробовал даже стартовать в кольце, но не зацепило. Проехал один этап ЧУ на восьмерке, из-за поломки трамблера сошел.
«Ралли в Украине»: И что же все-таки стало тем ключевым фактором, который заставил тебя пересмотреть свои взгляды?
Евгений Сокур: Чтобы быть поближе к ралли, стал спортивным обозревателем и фотографом, благодаря чему познакомился с огромным количеством пилотов, штурманов, механиков и своих коллег-журналистов. В качестве представителя СМИ попал на выездной раллийный семинар в Одессу, где удалось проехать с Сергеем Фаюком в боевой Fiesta ST. Причем не просто проехать, а записать стенограмму, а затем ее читать. Наверное, тогда и понял, что хочу участвовать в процессе изнутри – неважно, первым пилотом или вторым.
В 2012 году начал поиск возможностей стартовать. Это едва не получилось в 2013 году, когда в начале сезона шли переговоры с Вадимом Ерохиным, но на тот момент я его не устроил. В том же году на тестах в Боярке удалось прокатиться справа с Валерием Горбанем на Mini. Вместо того, чтобы просто получать удовольствие, я мысленно читал стенограмму – и, по крайней мере, в голове все получалось.
«Ралли в Украине»: Ну, а потом в твоей жизни произошел какой-то совершенно стремительный скачок от штурмана-дебютанта до чемпиона Украины. Давай подробнее поговорим об этом периоде…
Евгений Сокур: Зимой 2014-го узнал, что на любительское ралли в Боярке штурмана ищет Андрей Мельник. Позвонил, договорился, проехали, финишировали в призах – после чего решили гоняться вместе. Вот именно эти старты в 2014-м я считаю полноценным началом карьеры штурмана.
Но весной 2015-го Андрея на год призвали в армию. Честно говоря, я был на распутье, но тут советом помог Дима Цыро. А именно – не терять время и гоняться при любой возможности, набираясь опыта. Снова начал стучаться во все двери, ища возможность стартовать. Интересно, что Андрей позже нашел нового штурмана, Дарью Терещенко. И даже больше: теперь это не только экипаж, но и семья!
«Ралли в Украине»: Как считаешь, положа руку на сердце, твой быстрый успех с Вадимом Снигуровым был заслуженным?
Евгений Сокур: Ну давай тогда уж вспомним, что к нему в экипаж я попал по твоей наводке))). Как по мне, то титул мы завоевали вполне заслуженно. Да, на первом старте в Одессе нам просто повезло, мы чудом финишировали. Из-за отсутствия зарядки на протяжении всей гонки наша машина не ехала, да и других технических проблем хватало. Но остальные этапы мы дубасили, опередили Игоря Лохмана, Владимира Волошина, а я их считаю быстрыми пилотами. Да и борьба была до последнего километра финального допа сезона.
«Ралли в Украине»: Не успел закончиться тот, чемпионский сезон – а ты уже оказался на тестах с Лешей Долотом, на полном приводе. Фактически, это и был твой билет в «высший свет», не так ли?
Евгений Сокур: Скорей всего, именно благодаря стартам со Снигуровым на меня и обратили внимание Леша и Юра Долот. По крайней мере, о моей кандидатуре на роль Лешиного штурмана я узнал на «лиманах» в Николаеве. А осенью, перед херсонским этапом ЧУ Леша пригласил меня на тесты.
Если мягко сказать, то я был в шоке от скорости полного привода. Расстояния заканчиваются моментально, 50, даже 70 метров – ни о чем, только со 100 метров есть возможность хоть чуть-чуть посмотреть на дорогу. На тестах мало что получалось, даже начал переживать, как поеду в следующем сезоне. Но, как оказалось, это нормальная практика – подобный шок был у многих штурманов, попадавших в полный привод к быстрому пилоту.
Зиму мы потратили на подготовку. Садились с Лешей перед телевизором, включали онборды Алексея Лукьянюка, выключали звук и писали стенку. После по ней «ехали». Очень помогло. К сожалению, нам не удалось стартовать на первом этапе ЧУ-2016, но мы поехали на гонку, чтобы просто ее прописать. Поэтому к полноприводному дебюту в Херсоне 2016-го я был готов. Конечно, получалось не все идеально, но…
Безумно жаль, что мы потеряли Лешу. Считаю, что это был самый талантливый на сегодня пилот, с огромнейшим потенциалом. После трагедии не было ни мыслей, ни желания продолжать гоняться. Но в команде приняли, пожалуй, наиболее правильное решение. Из-за той нелепой аварии я потерял Лешу, Боря Ганджа своего штурмана Тараса Колесника. Тут сам Бог велел нам объединиться в экипаж. Кстати, на всех ралли у меня в штурманской сумке гоночные лицензии Леши и Тараса, ребята всегда гоняются с нами.
«Ралли в Украине»: Насколько быстро удалось найти общий язык с Борисом? Ведь, как ни крути, но вы – люди с виду достаточно разные…
Евгений Сокур: С Борей все сложилось с первой гонки. С ним очень и очень легко и комфортно, как общаться, так и гоняться. Выделю, пожалуй, три важных момента, которые мы пережили вместе. Во-первых, это Каменец-2016. То, что там было, видели многие, и я надеюсь, подобного больше не повторится в Украине ни с одним экипажем.
Второй момент – «Львовский Стандарт» этого года; пожалуй, самая сложная гонка в карьере. Первые проколы колес в моей раллийной практике, первая замена колеса на допе. Мы чудом закончили ралли на подиуме. И третий момент – весенний Херсон, гонка памяти Леши и моя первая победа в абсолюте. Мы были настроены только на победу и никаких других вариантов.
«Ралли в Украине»: Твой недавний первый старт в руле – это начало пилотской карьеры или одноразовый эксперимент?
Евгений Сокур: Точно не начало пилотской карьеры, тут по-прежнему нужны большие деньги. Это всегда было моей мечтой, и после гибели Леши Долота я решил, что если и дебютирую в роли первого пилота, то исключительно на автомобиле, на котором начинал карьеру Леша. С нынешним владельцем этой машины, Вовой Белоусовым, мы обсудили возможность такого дебюта еще зимой.
Изначально я целился на осень, на гонку Кубка Карпат. Лишь за неделю до старта все карты сложились и мечту удалось осуществить. Жаль только, что было так мало участников, хотелось побороться. На админке даже заявились в класс выше, так как в нашем мы были одни.
Цель была проехать быстро, красиво и финишировать. Естественно, ошибок было много – рано тормозил, много лишних движений рулем… Тем не менее по отзывам со стороны, ехал агрессивно и быстро, а это главное. Ну, и, конечно, если выпадет возможность, я поеду в руле еще.
«Ралли в Украине»: Напоследок – дай пару каких-то полезных советов тем, кто не имеет огромных денег, но, как и ты, мечтает о ралли. Только, пожалуйста, давай обойдемся без банальностей а-ля «терпение и труд все перетрут»…
Евгений Сокур: Стучитесь и вам откроют. А конкретнее – да, прийти в ралли без денег на 99% не получится. Но если говорить о профессии штурмана, то речь не идет о больших суммах. Экипировку, например, можно – и, думаю, нужно – приобрести бывшую в употреблении. Все равно, позже вы придете к определенной марке белья, комбеза и шлема.
Рассматривайте траты, как инвестицию в свое будущее – ведь действительно хорошие и титулованные штурманы получают за свою работу зарплату. При таком подходе попасть в ралли просто, поскольку всегда есть пилоты, которые ищут штурмана независимо от его опыта, но прежде всего способного помочь финансово. И речь не о полной оплате выезда – даже готовность покрыть часть затрат на выезд заинтересует многих.
Безусловно, легче начать карьеру, если разбираться в процессе и иметь знакомства в раллийном мире. В этом случае не скрывайте своих намерений, чем больше ваших знакомых из мира ралли будет знать о желании стартовать, тем скорей мечта осуществится. Как завести знакомства? Для этого достаточно посещать ралли! Львиная доля спортсменов – открытые, отзывчивые люди. Общайтесь, знакомьтесь, болейте – и главное, любите ралли!
Фото © Алексей Кириллин, Владислав Бойко, Сергей Холодило, Алексей Сокол, Александр Василюк, Евгения Еженкова