После того, как закончилось трехлетнее сотрудничество Алексея с Владимиром Щербаковым, стабильного ко-драйвера у Яновского не было – на пяти этапах прошедшего чемпионата ему ассистировали трое разных штурманов: Дмитрий Резник, Александр Скочик и Максим Цветков. Мы попросили Алексея Яновского пофантазировать и рассказать, какие черты характера и профессиональные качества он бы позаимствовал у каждого из них, создавая некий виртуальный образ «идеального штурмана»…
«По сути дела, именно Вова Щербаков был моим первым серьезным штурманом – в полном понимании этого слова, – говорит Алексей Яновский. – В начале карьеры я ездил с Олегом Брониным, Ирой Коломейцевой, Валентином Марчуком, который был для меня, скорее, тренером, чем штурманом. А вот со Щербаковым все уже было серьезно – я драйвер, он ко-драйвер.
Так вот, если попытаться сконструировать «идеального штурмана», то у Вовы я бы взял, прежде всего, его опыт. То количество стартов и разнообразных ситуаций, в которые он попадал. Ведь штурман – это не только человек, который читает стенограмму; это еще и твой советник по ходу гонки. Вплоть до того, что он помогает принять решение: меняем пробитое колесо или едем до финиша. Есть определенная совокупность различных ситуаций, в которых Щербаков уже побывал, а со мной попадал уже во второй или в третий раз. Вот это я называю опытом, и это бы я взял у Вовы.
У Димы Резника можно было бы взять его… не то, чтобы настырность – скорее, серьезность. Он сам по себе такой человек, который очень серьезно и внимательно относится ко всему, чем занимается. Это качество, пожалуй, тоже было бы очень важно.
С Саней Скочиком нас связывают замечательные дружеские отношения, благодаря которым очень легко и приятно находиться в одном боевом автомобиле. На мой взгляд, штурман не имеет права эмоционально дисбалансировать экипаж. В ралли все люди очень эмоциональные, сюда другие не приходят. Любой пилот в той или иной ситуации может начать нервничать и даже срываться, потому что по ходу гонки неоднократно возникают ситуации, которые требуют внимания и могут вызвать раздражение. А вот штурман должен отключать в себе излишнюю эмоциональность и оставаться позитивным до самого финиша ралли. И в этом смысле ездить с Саней мне было очень комфортно.
Ну а в работе с Максимом Цветковым мне больше всего понравилось то, как быстро он адаптировался ко мне. Скажу честно – буквально после третьего допа я уже чувствовал себя комфортно. Это при том, что раньше я с ним не ездил нигде и никогда. Он очень быстро понял, что и когда мне нужно читать. В некоторых связках поворотов я просто поражался, насколько точно и вовремя он давал мне информацию. Это, вероятно, тоже можно назвать опытом, к которому добавляется отличная способность к адаптации в новом экипаже».
Итак, идеальный штурман «по Яновскому» должен быть серьезен, обладать значительным опытом, уметь легко адаптироваться к новым людям и ситуациям – и, конечно же, быть приятным и легким в общении человеком. Интересно, может ли сам Алексей назвать украинских штурманов, которые соответствуют этим требованиям?
«Мне тяжело судить: я не настолько компетентен в ралли, чтобы оценивать штурманов, с которыми я не ездил, – объясняет Алексей. – Но, думаю, и Саша Горбик, и Женя Леонов, и еще некоторые ребята обладают и этими, и другими необходимыми качествами. Касаемо тех, с кем мне доводилось выступать, могу сказать с уверенностью: если Саня Скочик продолжит ездить с Юрой Протасовым, то довольно скоро он станет таким штурманом, о котором можно мечтать. Он многому научился, выступая с Алексеем Тамразовым, и он продолжает учиться – а это самое главное».
Фото © Владимир Некрасов