В отличие от Mitsubishi, Subaru, Honda и Toyota, остальные японские бренды в раллийном мире особым авторитетом не пользуются. Согласно данным сайта EWRC, наиболее успешные модели Nissan Micra и Suzuki Swift имеют на своем счету примерно по 5-6 тысяч стартов за всю историю мирового ралли, а Mazda не дотягивает даже до этих цифр. Для сравнения – «послужной список» одной лишь девятой генерации Lancer Evo насчитывает более 47 000 официальных стартов в соревнованиях разного уровня. Разница, как говорится, налицо.
Если сузить круг мирового ралли до интересующего нас сектора – то есть, до ралли в Украине, – разница между лидерами и аутсайдерами среди японских брендов станет просто огромной. Возьмем для примера все тот же Lancer Evo IX: статистика утверждает, что на счету этой модели без малого 700 стартов в украинских раллийных соревнованиях. В то же время бренд Mazda имеет на своем счету – внимание! – 38 стартов, причем абсолютное их большинство на счету одной-единственной машины…
Впрочем, обо всем по порядку.
Наименее известной – и, по большому счету, вообще случайно оказавшейся в ралли – является черная Mazda 323 четвертого поколения, выходившая на старт профессионального соревнования лишь однажды. Этот автомобиль, принадлежавший одесскому мотогонщику Николаю Волитарскому, был оснащен так называемым «клубным», болтовым каркасом безопасности – и, положа руку на сердце, вообще не должен был пройти техком. Тем не менее, для того, чтобы наполнить более чем скромный пелотон самого первого в истории этапа Кубка Лиманов, машину допустили к соревнованиям в классе Р8.
Поскольку гонка под названием «Старый Дюк» проходила непосредственно в Одессе и состояла из трех спецучастков длиной около полутора километров каждый, Волитарский и его Mazda благополучно в ней финишировали (причем, даже не на последнем месте). После этого ни автомобиль, ни его хозяин в украинских раллийных гонках замечены не были.
Ровно вдвое больше стартов на счету красной Mazda 323 GTX шестого поколения, принадлежавшей одному из представителей гоночной династии Железко – Юрию. Экипаж Железко-Ходорченко дважды выходил на старт на редкостном японском ралликаре – это были ралли «Столица» и «Росава» 1999 года. Увы, оба раза финиша машина не увидела, после чего Юрий оставил попытки укротить ее и вернулся на более знакомый и понятный ВАЗ 2108.
Фотография, которую мы предлагаем вашему вниманию – возможно, единственное свидетельство того, что этот автомобиль вообще существовал; поскольку о нынешней его судьбе нам не известно абсолютно ничего. Возможно, кто-то из давних поклонников автокросса встречал машину в этой дисциплине – что ж, мы будем благодарны за любую дополнительную информацию.
Остальные же 34 украинских старта – на счету единственной Mazda 323, которая с полным правом заслуживает статуса «легендарной». Приобретенная в 1996 году Андреем Александровым, она стала фактически его первым опытом езды на полном приводе (до этого Профессор выступал только на «восьмерках»). Трудно поверить – но именно этой машине была уготована судьба настоящей раллийной «долгожительницы»…
В руках Александрова автомобиль пробыл недолго – всего три гонки. Первая из них – ралли «Скиф» 1996 года – закончилась в шаге от подиума, а вот две последующие финишей не принесли. И уже в 1998 году Андрей пересел на не менее капризную Lancia Delta – а Mazda начала свои странствия по раллийным просторам.
Поначалу казалось, что полноприводная «тройка» вполне готова конкурировать с другими лидерами тогдашнего пелотона. Сначала под управлением Николая Никитюка машина финишировала на втором месте абсолюта в ралли «Скиф» 1998 года – а затем и вовсе одержала свою первую победу в ралли «Столица»-99! И пусть авторам этого триумфа, экипажу Валентина Марчука и Леонида Косянчука, во многом повезло (та гонка запомнилась целым «косяком» дисквалификаций среди лидеров пелотона), факт есть факт: на счету Mazda появилась первая победа в абсолютном зачете этапа ЧУ! Как выяснилось позже, она же стала и последней…
Амбициозный проект MarKos Racing Team просуществовал недолго – за киевской гонкой последовало ралли «Днепр», закончившееся для экипажа сходом. Сразу после этого тандем Марчук-Косянчук распался, а автомобиль перешел в руки еще одного одесского спортсмена, Сергея Фаюка, у которого обосновался надолго – на целых четыре сезона. При этом начало «совместной жизни» нового владельца и его машины также было неплохим – второе место в классе А/N12 на ралли «Скиф» (заметили, как она любила эту херсонскую гонку?). А вот дальше…
Дальше произошло разделение класса A/N12 на два: собственно, A12 и N12. Понятно, что стремительно набиравшие популярность Mitsubishi Lancer и Subaru Impreza строились по требованиям группы N; Фаюк же с его А-групповой Mazda остался в гордом одиночестве. Ну, а поскольку Сергей был тогда далеко не таким опытным и умелым спортсменом, каким мы знаем его сейчас, то и результаты его были, мягко говоря, далеки от идеала – в основном, он финишировал за пределами первой десятки абсолюта…
Сезон-2003 сложился для Фаюка и вовсе из рук вон плохо – всего три старта и ни одного финиша. Сложно сказать, была ли виновата в этом машина – да только со следующего сезона Сергей пересел на приобретенную у Александра Медведченко Subaru Impreza, а Mazda спустя некоторое время перешла к новому владельцу, Дмитрию Тананевичу. Отметим, кстати, что в промежутке между двумя хозяевами за рулем «тройки» дважды стартовал еще один легендарный, ныне покойный одессит Сергей Коробейников.
Как и для многих других владельцев этой Mazda 323, для Тананевича она стала фактически первым спортивным автомобилем в жизни. Возможно, сейчас, обладая огромным опытом, Дима сумел бы выжать из этой неординарной машины больше, чем тогда – однако в ту пору ожидать от дебютанта ралли высоких результатов объективно не приходилось. Да и надежность «тройки» оставляла желать лучшего: при девяти стартах в сезонах 2006-2009 она лишь трижды добралась до финиша…
Но знаете, что самое интересное? Лучший результат Тананевича за рулем Mazda 323 был зафиксирован… ну вы уже догадались, на ралли «Скиф»! Произошло это в 2007 году: Дмитрий финишировал тогда пятым среди 17-ти стартовавших в абсолютном зачете (и третьим среди всех участников на полноприводных машинах). Ну как тут не поверить в особую связь между машиной и ее любимой гонкой?
Но так или иначе, а мы подходим к завершающей фазе истории нашей героини. Тананевич, известный своей любовью к экспериментам с техникой (всего за свою карьеру Дима сменил 15 различных ралликаров!), пересел на ВАЗовскую «восьмерку», а новым (и последним на сегодняшний день) владельцем Mazda 323 стал крымчанин Геннадий Лисовенко.
Как и многие его земляки, Лисовенко почти не выбирался на соревнования за пределы полуострова – большинство его стартов приходятся на крымские ралли «Ялта», «Алушта» и «Черномор». Собственно, именно кубковая гонка «Черномор» 2012 года стала для пилота единственной, где он сумел добраться до финиша (11-м в абсолюте и 5-м в классе У4000). Через некоторое время, как известно, Крым подвергся аннексии со стороны РФ – и с этого момента официальной статистики о каких-либо стартах данной Mazda 323 просто нет. Несколько лет тому назад она мелькала в продаже – однако, чем закончилось это дело мы, увы, не знаем…
P.S. С помощью Валерия Разумовского была воссоздана еще одна маленькая деталь из жизни белой Mazda 323. Оказывается, Андрей Александров тоже побеждал на ней в абсолютном зачете – только в соревновании по автокроссу. Было это в Харькове, точную дату будем восстанавливать общими усилиями...
Фото © Владимир Некрасов, Владимир Васинчук, Юрий Панночка, Лариса Мищанчук