Что больше радует поклонника ралли – появление на трассе новых экипажей или возвращение после длительного перерыва известных в прошлом спортсменов? Вопрос, на который не так-то легко ответить…
В прошлый раз мы выделили пятерку экипажей, которые дебютировали в большом ралли на протяжении двух прошедших лет. Каждый из них нас чем-то порадовал, удивил и обнадежил – но суждено ли этим надеждам сбыться, пока что не знает никто.
Другое дело – спортсмены, которые давно завоевали уважение профессионалов и любовь болельщиков. Каждое появление такого пилота на старте вызывает бурю эмоций: ну как он там? не забыл еще, где какая педаль? щас покажет вам, желторотикам… И поневоле гонка становится интереснее, и обсуждения жарче, и ставки выше; и радость от того, что твой некогда кумир по-прежнему еще «ого-го», захлестывает тебя теплой волной – и сам ты кажешься себе моложе…
Впрочем, довольно лирики. По сложившейся традиции, мы представляем вам наш «Топ-5 плюс 1» под общим собирательным названием «Возвращения легенд». В эту категорию попали спортсмены, более двух лет не стартовавшие в чемпионате Украины по ралли – и при этом оставившие в нем значимый след.
Вне конкурса: Дарья Бакай/Александр Вильчинский
Включить Дашу Бакай в полноценную «топ-пятерку» мы не могли по одной простой причине: ну никак не получается пока что причислять ее к легендам украинского ралли). Однако, с другой стороны, камбэк единственной в стране девушки-пилота, да еще и на новом автомобиле, да еще и с новым штурманом – событие, заслуживающее внимания. В сезоне-2018 Дарья трижды стартовала в ЧУ и дважды в Кубке Лиманов, записав в свой актив по одному подиуму в каждой из серий. Ждем продолжения?
5 место: Денис Сидоров/Николай Романов
Абсолютные чемпионы Украины по ралли 2015 года не баловали ЧУ своим присутствием с того самого времени, как завоевали свои титулы – т.е. почти три года. Возвращение вполне могло стать триумфальным – первую половину ралли «Столица» Денис и Коля провели в роли лидеров пелотона. Увы, пробитый радиатор не позволил довести начатое до конца – и стал причиной первого схода экипаж, начиная с 2014 года. Будем надеяться, следующий старт в чемпионате страны сложится для парней удачнее этого…
4 место: Иван Остапченко/Дмитрий Зиновьев
По большому счету, на старт финального этапа ЧУ-2018 Иван Остапченко вышел по принципу «Хіба хочеш? Мусиш!». На кону стоял титул в командном зачете, и основатель 482 Rally решил лично повести в атаку свой коллектив. И хотя сами Ваня с Митей зачетных очков в командную копилку не привезли (4-е место в классе не пошло киевлянам в зачет), задача на сезон была выполнена. Вне сомнений, Иван еще не раз вспомнит ралли «Трембита» 2018 года – ну, а мы будем надеяться, что оно не станет завершением его карьеры.
3 место: Тарас Кравченко/Юрий Кузьминов
Примерно пять-шесть лет тому назад этот экипаж заслуженно считался одной из главных надежд украинского ралли. Молодость и азарт Тараса Кравченко, вкупе с опытом Юрия Кузьминова, позволяли ребятам покорять вершину за вершиной; правда, в основном это происходило на прибалтийских и скандинавских соревнованиях. Признаемся честно: мы с надеждой ждали возвращения экипажа на родные трассы, но…
Но случиться этому было суждено только весной 2018 года, на ралли «Галиция». Тарас и Юра оставили прекрасное впечатление своей ездой – по сути, они были единственными, кто мог навязать хоть какую-то борьбу великолепному Янису Воробьевсу. Увы, пробитое колесо отбросило экипаж на 6-ю позицию абсолюта – а продолжения так и не последовало. Выйдет ли еще хотя бы разок один из самых веселых тандемов на старт этапа ЧУ? Кто знает…
2 место: Игорь Сторчак/Елена Баранек
Активная фаза карьеры Игоря Сторчака закончилась в 2011 году, когда он разорвал всех болельщиков на куски своим феноменальным 6-м местом абсолютного зачета в первый день ралли «Ялта» (а затем в буквальном смысле разорвал на куски и свою «восьмерку», которая просто не выдержала такого темпа). С тех пор одессит лишь раз стартовал в чемпионате Украины – в 2014 году на львовской «Галиции».
И вот неувядающий чемпион вновь блеснул мастерством! Под занавес сезона, на ралли «Чумацкий Шлях», он на заднеприводном BMW добрался аж до четвертого места в абсолюте – и уступил его Геннадию Ефимову лишь на финальном спецучастке. Вне сомнений, Сторчак – один из тех спортсменов, каждое появление которых на старте гарантирует и красивое зрелище, и хорошее настроение в зоне сервиса. Поэтому – дай Бог не последнее!
1 место: Руслан Кучер/Анатолий Шинкаренко
Ну, а на вершину нашего «Топ-5» мы вывели того, в чье возвращение на раллийные трассы еще прошлой весной совершенно не верилось. Пережив две серьезные травмы позвоночника (Новороссийск-2009 и Буковина-2010), Руслан Кучер, казалось, навсегда должен был оставить мысль о возвращении в пилотское кресло раллийного автомобиля. Да, он эпизодически появлялся на кольце «Чайки», где нагрузки на спину несравнимо меньше. Но ралли, с его трамплинами, колеями, вибрациями…
Как оказалось – все возможно! Неожиданно для многих Руслан вышел на старт ралли «Столица» за рулем автомобиля, знакомого ему от радиатора до выхлопа – конечно же, мы имеем в виду ВАЗ 2108. Да не просто вышел на старт, а прошел всю дистанцию и финишировал на подиуме класса 2WD! И вряд ли мы ошибемся, если предположим, что именно этот возвращение было самым приятным и ностальгически-радостным для многих болельщиков с десяти-и-более-летним стажем.
Автор © Володимир Некрасов
Фото © Сергей Холодило, Александр Василюк, Владимир Некрасов