На данный момент диспозиция проста. В чемпионате Украины есть абсолютный зачет, в котором соревнуется почти вся возможная раллийная техника, и есть три класса:
– 4WD Open, куда, очень упрощенно, попадает весь полный привод и где для выступлений требуется наибольший бюджет.
– 2WD Open, куда, столь же упрощенно, попадает весь монопривод с рабочим объемом более 1635 см. куб.; здесь бюджет нужен поскромнее.
– 2WD, куда попадает весь оставшийся монопривод; по сути – наиболее малобюджетный класс.
Если посмотреть на состав участников чемпионата-2019 (как мы помним, их было 48), то легко заметить, что они распределились по этим классам прямо пропорционально ориентировочной стоимости участия: 19 первых пилотов стартовало в классе 4WD Open, 17 – в классе 2WD Open и 13 – в классе 2WD. Кто заметил, что 19+17+13 не равно 48, может взять с полки пирожок за внимательность – объясняется эта нестыковка тем, что Павел Копилец в ходе сезона стартовал в двух зачетных классах.
Если говорить не только о количестве, но и о качестве борьбы в каждом из зачетов, то здесь в 2019 году тоже все было достаточно неплохо. Имена чемпионов и призеров в классах 4WD Open и 2WD определились только по итогам финального этапа серии; в классе 2WD Open потенциально было бы то же самое, если бы в середине сезона не прекратил стартовать Михаил Горшков, а Максима Шикова не начали преследовать постоянные технические проблемы. То есть, не факт, что имя чемпиона было бы другим – но это, скорее всего, тоже выяснилось бы только на финале.
Таким образом, на примере ЧУ-2019 мы видим, что три существующих в украинском чемпионате класса достаточно сбалансированы по количеству участников и вполне справедливы по своим критериям (раз борьба в них ведется до самого финиша). Отсюда вопрос: а надо ли что-то менять? Естественно, для уменьшения количества классов повода нет – но, может быть, пора что-то добавить?
Мы со своей «зрительской» точки зрения полагаем, что для увеличения количества зачетных классов может быть только одна причина: прогнозируемое – причем существенное – пополнение в техническом парке участников. Как показывает практика, такое пополнение может произойти только по одному из трех сценариев, а именно:
Сценарий 1 – ввоз новой (или б/у) раллийной техники из-за границы. При всей бюрократической сложности процесса, это вполне реальный путь – к примеру, в сезоне-2019 на «свежепривезенных» в Украину Honda Civic Type-R стартовали Павел Малов и Дмитрий Захаров. Но в то же время совершенно очевидно, что если эта тенденция и получит свое продолжение, то только за счет «бэушных» машин. По той простейшей из причин, что новая техника класса R3 или даже R2 по своей стоимости как минимум равна, а то и превышает подержанный полный привод – а ценник на современный полный привод класса R5 и вовсе кажется взятым из области авиастроения.
Сценарий 2 – постройка новой техники непосредственно в Украине. Пусть возможный, но вряд ли массовый – ведь, как показывает практика, производить ралликары в тех количествах, как это было 10-20 лет тому назад, в нашей стране перестали. Для примера, последним полноприводным автомобилем, построенным в Украине для ралли, был и остается Mitsubishi Lancer Evo X Дарьи Бакай; но и тот стартует уже почти два года. В моноприводе чуть получше – на автомобилях местной постройки в 2019 году дебютировали Дмитрий Дзись, Антон Горгуль и Михаил Гудзенко. Так или иначе, но всю эту технику объединяет одно: она строится конкретно под существующие технические требования, изложенные в регламенте для существующих классов.
Сценарий 3 – возвращение в строй подержанной раллийной техники, которая по той или иной причине не выезжала на трассы. Это, пожалуй, самый реальный и ожидаемый путь, по которому пойдет (если пойдет) наполнение чемпионата участниками. Смотрите сами – не так давно выкупил свой старый кит-кар Вадим Трутнев. Еще одна аналогичная машина примерно в то же время вернулась в Киев, в боксы Руслана Кучера (а еще одна, кстати, покрывается пылью в гараже у команды Vortex). В Херсон, в руки Романа Жельнио отправилась достаточно известная Renault Clio R3. На тестах под Киевом летом был замечен белый Peugeot 206. И это только навскидку, и только по классу 2WD Open…
Итак, предположим, что нас ждет самый оптимистичный вариант – и в следующем году, в той или иной мере, сработают все три сценария. Это будет просто прекрасно, но при каждом из них пелотон наполнится подержанной техникой, которая без проблем вписывается в требования одного из трех существующих ныне классов! Ожидать же, что украинские пилоты вдруг массово бросятся скупать новые автомобили R2, R3 или R5, увы, не приходится – или, так будет корректнее, мы не видим для этого никаких предпосылок.
А стало быть – нет никаких причин корректировать систему деления автомобилей-участников ЧУ по классам. Более того – было бы правильно заморозить существующие техтребования еще на два-три года, чтобы всякий желающий построить себе автомобиль четко понимал, в какой класс он с ним попадает. А вот через два-три года, вполне возможно, ситуация изменится – например, за счет развития спортивных автомобилей с альтернативными двигателями, изменения правил ввоза и регистрации спортивной техники, удешевления ралликаров в Европе или еще десятка других, менее заметных факторов.
Вот тогда и поговорим опять.
Фото © Александр Василюк, Евгений Хитрук, Андрей Заруцкий
Коллаж © Ралли в Украине