В одной из недавних статей мы слегка коснулись уникального достижения, установленного одесситами Станиславом Пруссом и Михаилом Горшковым – и поняли, что оно заслуживает более подробного разговора.
Долгое время в Украине был лишь один спортсмен, которому удавалось стать чемпионом страны как среди первых, так и среди вторых пилотов. Этим человеком является Руслан Железко, который первый свой титул в 1995-м году выиграл как штурман, а второй в 1998-м – как пилот. В последующие 15 лет подобного никто не повторял – разделение раллистов на водителей и штурманов с каждым годом становилось все четче, и из одного сиденья в другое спортсмены пересаживались крайне редко.
Остановимся на этом моменте чуть подробнее. Почему пилоты оказываются в штурманском кресле и наоборот? В основном это происходит, когда некий опытный спортсмен хочет что-либо подсказать своему молодому коллеге – и считает, что лучше всего это получится осуществить в боевых условиях. В свою очередь, начинающие гонщики зачастую сначала постигают азы мастерства справа от опытного наставника, а уж потом берут управление раллийным автомобилем в свои руки.
Однако и в том, и в другом случае настоящий успех приходит – если, конечно, вообще приходит – к тем, кто сосредотачивается на какой-либо одной функции. Несмотря на то, что формально члены экипажа именуются «первым пилотом» и «вторым пилотом», каждая из ролей имеет свою специфику. Именно поэтому общее правило гласит – если хочешь побеждать, определись для начала, кто ты? Пилот или штурман?
Впрочем, из любого правила существуют исключения. В нашем случае этих исключений два, и зовут их Стас и Миша.
На момент возникновения в 2011 году экипажа Прусс/Горшков одессит Станислав Прусс был уже довольно опытным спортсменом. Начав карьеру в 2000 году в роли штурмана Сергея Фаюка (вот, кстати, подтверждение тезиса, озвученного выше – прим. автора), Стас довольно быстро перешел в статус первых пилотов – и зарекомендовал себя, как быстрый и бесстрашный гонщик. Уже на третий год «сольной» карьеры, в 2005-м, он стал обладателем Кубка Лиманов, выиграв в классе Р6 три этапа из семи возможных. Вместе с тем, сразу же после победного сезона Прусс взял паузу, которая затянулась на целых пять лет.
Возвращение состоялось весной 2011 года, когда Станислав вышел на старт ралли «Чумацкий Шлях» с новым, никому не известным штурманом Михаилом Горшковым. Добавим к этому, что и техника, выбранная для камбэка, была для Прусса чистым листом – на смену знакомой «восьмерке» пришел технически куда более сложный и совершенный кит-кар Lada 2112 Super 1600. Вероятно, именно поэтому первые два сезона для экипажа были пристрелочными – всего шесть стартов за два года и только одна победа в классе, да и та в малочисленном кубковом ралли «Одесса».
Однако, освоившись в одном экипаже и «подружившись» с техникой, Стас и Миша начинают буквально «штамповать» титулы. Судите сами: в 2013 году, который объективно считается одним из наиболее ярких сезонов в нашей истории, одесситы в одну калитку выигрывают «лимановский» класс PS6, одержав три победы при трех стартах! Затем, пересев из кит-кара в свежеприобретенную Honda Civic Type R, Прусс и Горшков поднимают планку еще выше: семь гонок 2014 года приносят им четыре победы и «золотой дубль», т.е. итоговые титулы в чемпионате Украины и Кубке Лиманов.
И вот в этот самый момент, на стыке 2014 и 2015 годов, происходит нечто нестандартное: Станислав и Михаил меняются местами! Причем, что интересно, тактика экипажа остается прежней – одесситы возвращаются обратно в салон кит-кара и первый сезон проводят в тренировочном режиме: три старта, один подиум, ни одной победы. И вновь, на следующий год, победный конвейер начинает работать в полную силу:
2016 – семь стартов, три победы, титул в Кубке Лиманов
2017 – восемь стартов, три победы, титул в чемпионате Украины
2018 – десять стартов, три победы, титул в Кубке Лиманов
Сезон 2019 года в общую канву, увы, не вписался. Начав сезон с четвертого места на киевской «Столице», экипаж еще трижды вышел на старт – но ни разу больше до финиша не добрался, после чего выступления (надеемся – временно) прекратил. Но даже и при этом статистика Станислава и Михаила вызывает неподдельное изумление и восхищение – каждый из участников экипажа имеет в своем послужном списке по шесть чемпионских титулов, причем половина из них добыта в роли пилота, а половина – в роли штурмана!
В чем же секрет такого исключительного достижения? Вряд ли мы ошибемся, если предположим, что речь идет об удачном совпадении целого ряда факторов. Прежде всего, в экипаже наверняка царит прекрасный психологический климат и полное доверие друг другу. Скорее всего, за много лет выработалось общее понимание стенограммы, когда и пилот, и штурман не только одинаково описывают дорогу, но и одинаково воспринимают на слух свой особый набор символов. Плюс нельзя сбрасывать со счетов и технический фактор – на плохо подготовленных автомобилях такое количество побед одержать бы наверняка не удалось.
Однако можно ли взять данный рецепт успеха и предложить его другим, молодым спортсменам в качестве универсального победного средства? С большой вероятностью – нет. Как ни крути, но автомобильный спорт с годами становится все сложнее и технологичнее, и специализация на пилотских/штурманских функциях будет только усиливаться. Так что будем считать пример Станислава Прусса и Михаила Горшкова тем, чем он и есть на самом деле – уникальным исключением из железного правила.
Автор © Володимир Некрасов
Фото © Денис Сисин, Катерина Киселева, Юрий Панин