В этом году мы не раз уже позволяли себе фантазировать; давайте сделаем это еще разок.
Одной из основных сюжетных линий чемпионата мира по ралли с давних пор остается противостояние заводских команд. Mitsubishi и Subaru, Citroen и Peugeot, Ford и Volkswagen, Toyota и Hyundai – все эти компании тратили и тратят миллионы евро в борьбе за титул лучшего производителя автомобилей WRC. В Украине ничего подобного никогда не было – за исключением заводской команды «АвтоЗАЗ» в начале 2000-х, никто из производителей или импортеров в раллийный чемпионат всерьез не играл.
Почему так? Объяснить несложно. Абсолютное большинство раллийных автомобилей, соревнующихся в нашем национальном чемпионате, построены на базе моделей, либо сошедших с конвейера, либо просто устаревших. Как следствие, даже если бы какой-то импортер и хотел использовать ралли, как инструмент маркетинга – он едва ли нашел бы среди стартующих автомобилей ту модель, которая продается в автосалонах прямо сейчас (и, соответственно, нуждается в рекламе). Ну, а тратить деньги на продвижение модели, которую купишь разве что на вторичном рынке… Сами понимаете, нелепо.
«АвтоЗАЗ» в свое время подал было хороший пример. Используя мощности завода, были построены несколько раллийных автомобилей Daewoo Nubira и Daewoo Lanos – то есть, непосредственно тех, которые в тот момент находились в широкой продаже. Увы, усилия энтузиастов, пытавшихся наставить завод на путь истинный, пропали вотще и втуне – дело ограничилось эпизодическими стартами «заводских» пилотов Михаила Аверина и Олега Зорькина. Интересующиеся могут обратиться к нашей статье, где мы провели подробное исследование судьбы каждого из автомобилей Daewoo, выходивших на украинские раллийные трассы.
В целом же, автопроизводителям украинское ралли неинтересно. Но что, если бы вдруг ситуация изменилась? Если бы в чемпионате Украины по ралли внезапно появился отдельный зачет автомобильных марок? Мы решили смоделировать данную ситуацию на примере ЧУ-2021 – и посмотрите только, что у нас получилось.
Итак, в чемпионате Украины по ралли 2021 года приняли участие легковые автомобили 12 марок. Наибольшее представительство имел, конечно же, бренд Lada – на моделях 2105, 2108, 2113 и 1119 выступали 10 разных пилотов. Далее по массовости расположились Mitsubishi (8 пилотов), Subaru (6 пилотов), Honda (4 пилота), BMW, MINI, Toyota, Ford (по 2 пилота), Peugeot, Renault, Volkswagen и Daewoo (по 1 пилоту).
Конечно, провести прямое сравнение между этими брендами по их результатам в абсолютном зачете (как это делается в WRC) мы не могли – любому понятно, что полноприводные Mitsubishi и Subaru будут быстрее любых моноприводных собратьев. Поэтому мы решили пойти другим путем: брать для зачета марок три лучших результата, показанных их пилотами на каждом этапе чемпионата в своем классе. Такой принцип несколько уравнял шансы – ведь и полнолапый «эволюшен», и обычная «восьмерка» за победу в классе получают поровну.
Результаты подсчетов, без преувеличения, поразили нас в самое сердце. Судите сами.
На первом этапе ЧУ-2021 в Херсоне усилиями Надежды Соболевой, Андрея Волошина и Игоря Белоусова победу в зачете производителей праздновала бы команда Lada, набравшая в сумме 82 очка.
Второй этап, ралли «Галиция», ознаменовался бы триумфом Honda – Сергей Ивченко, Юлия Гриценко и Зулихан Биджанова набрали бы на троих 73 очка.
Лишь к «Трембите» пришли бы в себя пилоты Mitsubishi – трое лучших из них (Александр Салюк, Антон Корзун и Дарья Бакай) набрали бы в сумме 83 очка и одержали бы, наконец-то, победу на этапе.
Однако финальный удар по соперникам нанесла бы команда Subaru – на ралли «Ворота Украины» Юрий Хомицкий, Павел Копилец и Николай Никитюк набрали бы для своего бренда рекордные 89 очков.
Итак, на четырех этапах чемпионата победу праздновали бы четыре автомобильных марки – что, согласитесь, подарило бы дополнительные эмоции поклонникам каждой из них. Но все же, чем закончился бы чемпионат среди производителей, если бы таковой был проведен? В это трудно поверить, но… ничьей! По итогам четырех этапов «команды» Subaru и Mitsubishi набрали бы абсолютное одинаковое количество очков – по 282; на третьем месте была бы Lada (238 очков), на четвертом Honda (165 очков). Забавно, что жестокая «рубка» шла бы, кроме этого, за пятое место между BMW и Daewoo – по нашей методике подсчетов, они набрали бы соответственно 113 и 111 очков…
Конечно, все наши фантазии в данный момент, как говорится, «в пользу бедных» – о чемпионате производителей в рамках нашей страны всерьез говорить не приходится. И все же – может быть, стоило бы ввести такое соревнование хотя бы в виде дополнительного зачета? Кто знает, а вдруг в какой-то момент это заинтересовало бы одного-двух импортеров и подтолкнуло бы их к поддержке «своих» экипажей? В конце концов, иногда ведь сбываются даже самые смелые мечты…
Автор © Володимир Некрасов
Фото © Владимир Некрасов, Лариса Мищанчук