Честно говоря, если бы в Украине существовал раллийный аналог «Красной книги», то в нее давно пора было бы занести всех без исключения организаторов соревнований любого уровня. Данный, если не вымирающий, то как минимум очень редкий вид безумцев пока еще встречается в нашей стране – но природа и люди делают все, чтобы поголовье этих уникальных существ сокращалось. Только в 2021 году по разным причинам не сумели провести запланированные соревнования Михаил Лойленко («Фортеця»), Андрей Ластенко («Мариуполь»), Алексей Беседин («XADO DRC») и Сергей Малик («Столица»). А это, на минуточку, чуть ли не половина известных науке оргов!
Было бы смешно, когда бы не было так грустно. В календарях на 2022 год ни «Фортеци», ни «XADO» нет – и очень большой вопрос, вернутся ли они когда-нибудь. «Мариуполь» и «Столица» ощутимо подпортили свой имидж, и, чтобы вернуть его, промоутерам нужно предпринять немало дополнительных усилий. Очереди из новых организаторов у ворот FAU тоже что-то не наблюдается. И пока «Красной книги» у нас нет, остается только одно: хотя бы этой небольшой статьей зафиксировать заслуги тех, кто продолжает делать гонки. Хорошие или плохие – решать вам…
АК «Черкассы»
Мы нечасто уделяем внимание организаторам так называемых «любительских» соревнований – хотя, на самом деле, провести этап Трофея FAU по ралли на серийных автомобилях ненамного легче, чем этап ЧУ. Однако в нынешнем году не заметить великолепные гонки, которые устраивала черкасская команда во главе с Андреем Яроменко, было просто невозможно. По многим параметрам – в первую очередь, таким, как рекламная кампания, четкость тайминга, освещение соревнования – черкасчане могут дать фору не только своим коллегам по Трофею, но и некоторым организаторам «большого» ралли.
Вполне понятно, что при таком имидже любая гонка, которую соберется заявить АК «Черкассы», моментально вызовет к себе интерес потенциальных участников. Вот только есть ли надежда на то, что рано или поздно Яроменко и его друзья замахнутся на этап Кубка Лиманов или ЧУ? Искренне говоря – нам бы этого очень хотелось.
АК «Николаев»
При всей нелюбви Вячеслава Мигачева к саморекламе, его роль в становлении и развитии Кубка Лиманов трудно переоценить. Как ни крути, но именно по его инициативе за период с 2010 по 2021 годы Николаев принял у себя 21 раллийное соревнование – и это даже больше, чем «вечный» Херсон! В какой-то момент времени николаевская трасса работала больше дней в году, чем любая другая раллийная дорога Украины – и это тоже заслуга Мигачева.
В нынешнем сезоне Славе пришлось непросто – погода поставила под удар проведение гонки в заявленные даты. Тем не менее, в отличие от харьковских или мариупольских коллег, АК «Николаев» сумел найти решение проблемы и провел свою гонку на традиционно крепком уровне. А церемония открытия в центре города даже вызвала у многих определенную ностальгию по счастливым довоенным и «до-ковидным» временам…
Прикарпатский АК
Скоростные гравийные дороги Прикарпатья по праву считаются одними из лучших раллийных спецучастков страны – однако даже самое вкусное и изысканное блюдо рано или поздно приедается. Ворчание в среде гонщиков по поводу «заученных на память» дорожек Снятынского района с каждым годом будет звучать все громче – и, чтобы избежать этого, Александре Кодак как воздух нужны хотя бы пару десятков километров новых дорог. В 2021 году один такой отрезок был добавлен – речь о городском СУ в Коломые; простеньком, но весьма привлекательном с точки зрения местных зевак и болельщиков.
Впрочем, основная заслуга Прикарпатского автоклуба в уходящем году заключается, конечно, в огромном прогрессе по части освещения ралли «Трембита». Можно долго спорить о востребованности прямой видео-трансляции классического ралли; но факт состоит в том, что никто из организаторов в 2021 году на это не замахнулся – а прикарпатцы смогли. Будем надеяться на дальнейший прогресс в этой области – и еще раз пожелаем Лесе и ее коллегам проявить больше фантазии в поиске новых допов.
Галицкий АК
Сергей Еженков и его команда заслуживают добрых слов, как минимум, по совокупности проделанной работы – ведь они единственные, у кого хватает запала провести за год не только два этапа раллийного чемпионата, но и целую серию соревнований по горным гонкам. При таком графике подготовка очередной гонки начинается тогда, когда еще не прошла предыдущая – и это, конечно, требует постоянной напряженной работы. И счастлив тот организатор, у которого есть команда, способная выдержать такой темп.
Вместе с тем, традиционные для карпатского региона проблемы – в первую очередь, со связью и перекрытием спецучастков – по-прежнему актуальны, и закрывать на это глаза категорически нельзя. Галичане имеют в своем распоряжении самый богатый в стране выбор дорог (как гравийных, так и асфальтовых) – и теперь главной задачей для них должно стать повышение уровня безопасности до европейских стандартов. Если это условие будет выполнено, то и зарубежных участников на карпатских гонках станет не 3-4, а намного больше.
ТОВ «Лиманкап»
Опасения на тему того, что после ухода Виктора Шаповалова Кубок Лиманов «завалится», не оправдались – прежде всего, благодаря целому коллективу людей, взявших на себя ответственность за судьбу этой гоночной серии. Несмотря на возникающие в работе творческие разногласия (а у кого их нет?), Федор Бабинец, Иван Бойченко, Лариса Савкевич, Виктор Юрченко и иже с ними приложили массу усилий чтобы не просто сохранить, а и развивать любимое детище их друга и наставника. И по прошествии сезона мы можем сказать уверенно – знамя «лиманов» не потускнело.
И дело даже не в двух проведенных этапах в Мариновке и Севериновке – наверное, они состоялись бы в любом случае, как минимум, в память о Викторе Александровиче. Дело, скорее, в том, что раллийная общественность увидела: ценности, заложенные Шаповаловым, будут сохранены и приумножены. А значит, спортсмены могут продолжать тренироваться, готовить технику к следующему сезону, работать со спонсорами и делать все, что полагается делать, когда будущее выглядит понятным и стабильным.
АК «Херсон»
2021 год вписал новую страницу в книгу украинского ралли – именно в этом году Херсон стал первым в истории городом, принимавшим в течение одного сезона этапы чемпионатов Украины по ралли и мини-ралли (да-да, мы помним, что формально подобное делали Одесса в 2004-м и Каменец-Подольский в 2006-м, но в те годы Кубок Лиманов не имел статуса Чемпионата). Событие это имеет, прежде всего, идеологическое значение – поскольку позволяет надеяться на дальнейшее потепление в отношениях между руководителями двух серий, много лет находившихся в оппозиции друг к другу.
Было бы глупо не связать это событие с появлением в АК «Херсон» человека по имени Виталий Лемец – организатора, который декларирует не только желание проводить гонки, но и готовность учиться делать это как можно лучше. Важно, что слова эти подтверждены делами: если весенний «Чумацкий Шлях» вызвал немало критики, то осенний «Скиф» получил высокие оценки как от участников, так и от «людей с обочины». Что ж, можем только пожелать херсонцам не сворачивать с выбранного пути и не останавливаться в своем развитии!
Фото © Евгений Олейников, Лариса Лифшиц, R&G Project