На официальном сайте FAU опубликовано решение Комиссии Автомобильного спорта, которое пока что вызывает только недоумение.
Для начал процитируем ту часть решения КАС FAU, которая, собственно, и вызвала наибольшее количество вопросов у общественности:
КАС FAU, враховуючи розширення кількості дисциплін та з метою посилення авторитету звання Чемпіону (Володаря Кубку) України, встановила, що з 2022 року, звання Чемпіон (Володар Кубку) України присвоюється при умові наявності за результатами спортивного сезону не менше 10 класифікованих водіїв учасників.
На первый взгляд, никаких проблем – ведь кворум из десяти участников, необходимых для завоевания чемпионского титула в каждом зачетном классе, существует давно, и к нему все уже привыкли. Для непосвященных растолкуем – данное требование предъявляется Министерством молодежи и спорта абсолютно ко всем Чемпионатам Украины по любому виду спорта; его смысл – придать чемпионскому званию надлежащий вес и ценность. Пока все логично.
Однако дьявол, как всегда, кроется в деталях – в данном случае, в формулировке «классифицированных водителей-участников». Дело в том, что «участник» и «классифицированный участник» – это немного разные понятия. Согласно действующему регламенту ралли, участником Чемпионата Украины считается любой, кто вышел на старт хотя бы на одном его этапе – а вот классификацию по итогам сезона получают только те, кто стартовал не менее двух раз. При этом в понятие «стартовал» вкладывается совершенно четкий смысл: начал соревновательную дистанцию, т.е. получил отметку на КВ-0.
Причины, по которым КАС FAU приняла такое решение, вполне ясны. Действительно, за последние годы в Украине существенно увеличилось количество различных Чемпионатов – и ценность победы в каждом из них не всегда адекватна высокому званию Чемпиона. Не редки случаи, когда классифицированными в отдельном зачете становятся два-три спортсмена – но, как ни парадоксально, общее количество участников позволяет лучшему из них при этом официально именоваться Чемпионом. КАС решила немного «прикрутить гайки» – и, в целом, была права.
Однако уважаемые функционеры в своих рассуждениях не учли тот простой факт, что стоимость старта в разных дисциплинах автоспорта отличается, как приусадебный участок пенсионерки от земельных владений депутата ВР. Сравним хотя бы классическое ралли с его «серийным» аналогом. Для классификации в Трофее FAU желающему достаточно проехать два этапа (например, в Киеве и Черкассах) на своем гражданском автомобиле, потратив при этом сумму, адекватную трем-четырем походам в супермаркет. Для классификации в ЧУ по ралли необходимо проехать те же два этапа (только, скажем, в Херсоне и Трускавце) на боевом автомобиле с техничкой и командой механиков, потратив при этом полугодовую зарплату обычного гражданина Украины. Есть разница? Как говорят в Одессе, даже две.
Именно по этой причине количество участников чемпионата Украины по ралли (особенно в моноприводе) всегда было меньше количества классифицированных участников. Примерно около половины экипажей, как правило, выезжало всего на одну, домашнюю гонку – наполняя при этом класс, но не получая классификации по итогам года. Что это означает? А вот что: если бы вновь придуманное ограничение действовало раньше, то за период с 2017 по 2021 год в Украине не было бы ни одного моноприводного чемпиона по ралли. Скажем даже больше: в 2017-2018 годах и в полноприводных классах чемпионов тоже не было бы – только в абсолюте.
Таким образом, легко предположить, что свежее требование КАС – если оно останется в силе – с большой вероятностью сведет к нулю наполняемость моноприводных классов ЧУ по ралли (а, возможно, и по мини-ралли тоже). Ведь ни для кого не секрет, что возможность завоевать чемпионское звание – один из сильнейших мотиваторов в моноприводе; уберите его – и канал мигом лишится своих лидеров.
Понятно, что данное решение КАС никоим образом не является умышленной атакой на раллийный монопривод. Скорее, налицо некая невнимательность или недоработка – образно говоря, взяли новую схему, «примерили» к одной-двум дисциплинам и, не вдумываясь, утвердили для всех. Причем утвердили «методом опроса» – т.е. без личного обсуждения, по электронной почте.
Впрочем, сейчас не так уж важно, почему возникла данная ситуация – важнее, как из нее выруливать. На наш взгляд, который принято называть «взглядом с обочины», вариантов немного; однако они есть.
Вариант 1: КАС FAU пересматривает (читай – отменяет) свое решение. Вариант малореальный, прямо скажем – в том числе и потому, что, глобально-то, по своей идеологии решение правильное. Если не учитывать побочные эффекты.
Вариант 2: КАС FAU дополняет свое решение перечнем конкретных чемпионатов, для которых будет применяться это правило. Вопрос, как составить этот перечень, оставим пока за скобками – при желании, проанализировать данные и определить критерии не так уж и сложно.
Вариант 3: Комитет ралли FAU в срочном порядке вносит изменение в обновленный регламент (благо, он еще не утвержден), где формулирует более мягкие условия для получения классификации по итогам чемпионата. Попросту говоря, стартовал один раз – и ты классифицирован.
Вариант 4: Никто ничего не делает, и мы стремительно возвращаемся в эпоху «мертвых душ» – когда на каждом соревновании будет возникать один или несколько экипажей, которые заявятся, выполнят все формальности, но дальше КВ-0 не поедут. Если вы думаете, что такого никогда не было, то поверьте на слово. Было. Причем организаторы гонок в этом процессе участвовали полным ходом и, говорят, даже стартовые с таких экипажей не брали – все по-честному.
Вот, собственно, и все. Вам какой из вариантов больше нравится?
Скриншот © Официальный сайт FAU
Автор © Володимир Некрасов
Фото © Евгений Олейников, Денис Сисин