Победить в отдельно взятой гонке куда проще, чем выиграть весь турнир. Сегодня – речь о чемпионах и победителях Кубка Лиманов с 2004 года и по наши дни.
Прежде, чем перейти к изложению разнообразных интересных исторических фактов, определимся с терминологией. Естественно, использовать титул «чемпион» по отношению к победителям Кубка Лиманов корректно только начиная с 2015 года, когда этот турнир официально получил статус чемпионата Украины по мини-ралли. До этого же спортсмены, показавшие наилучшие результаты по итогам сезона, назывались «победителями национальной гоночной серии» или, как вариант, «обладателями Кубка Лиманов».
Подчеркнем, что с чисто формальной точки зрения правильно было бы оперировать именно этими понятиями – «победитель серии» до 2015 года и «чемпион» после 2015 года. Однако, поскольку публикация на нашем сайте не является официальным документом, мы можем позволить себе некоторые вольности с терминологией – и время от времени будем использовать слово «чемпион» применительно к участникам Кубка Лиманов 2004 – 2014 годов.
Итак, наибольшую коллекцию титулов в Кубке Лиманов, как несложно догадаться, собрал опытнейший из действующих спортсменов, киевлянин Владимир Петренко, четырежды побеждавший в абсолютном зачете серии (2011, 2013, 2014 и 2019). Еще двоим пилотам удавалось сделать это дважды: Игорь Чаповский выиграл «лиманы» в 2005 и 2010 годах, а Руслан Топор – в 2016 и 2017.
Среди вторых пилотов столь явного фаворита нет – трое спортсменов становились абсолютными победителями турнира по два раза: Андрей Николаев (2005, 2010), Александр Горбик (2007, 2009) и Марина Перова (2016, 2017). Отметим при этом, что только Горбику удалось дважды выиграть Кубок Лиманов в абсолютном зачете с разными пилотами – сначала с Юрием Протасовым, а затем, через два года, с Александром Фельдманом.
В большинстве случаев победителем турнира в абсолюте и в полноприводном классе Р8 становился один и тот же экипаж (что и логично). Исключением, подтверждающим правило, стал сезон 2010 года, когда Кубок Лиманов в абсолютном зачете выиграли Игорь Чаповский и Андрей Николаев, а в классе Р8 – Юрий Кочмар и Сергей Коваль. Это произошло благодаря тому, что количество набранных очков в данной серии непосредственно зависит от количества участников каждого класса (желающие разобраться досконально могут открыть архивные протоколы и убедиться в правоте сказанного).
Заканчивая разговор об абсолютном зачете, вспомним два случая, когда чемпионами становились участники разных экипажей. Впервые это произошло в первом же розыгрыше Кубка Лиманов, когда обладателями главных наград стали Сергей Фаюк и штурман Валерия Разумовского Игорь Султанов. История повторилась спустя много лет, в 2018-м, когда титул среди первых пилотов завоевал Денис Лохман, а среди вторых пилотов – штурман его главного соперника Антона Корзуна, Павел Кононов.
Кстати говоря, Сергей Фаюк и Руслан Топор являются уникальными пилотами еще по одной причине: только им двоим удавалось выиграть Кубок Лиманов как на полноприводном, так и на моноприводном автомобиле. Фаюк сначала победил на полном приводе (2004 год, Subaru Impreza GT), а затем на моноприводе (2011 год, Ford Fiesta ST). Топор же шел другим путем – сначала выиграл «лиманы» в классе Р7 (2012 год, Opel Kadett), а уж затем в абсолюте (2016 и 2017, Mitsubishi Lancer Evo).
Если же говорить только о моноприводных классах, то в этом контексте нет равных киевлянину Павлу Гонтовому, который побеждал в Кубке Лиманов шесть раз – в 2007, 2011, 2013, 2015, 2016 и 2017 годах! «Всего» по три моноприводных титула на счету Игоря Белоусова (2017, 2018, 2019) и Станислава Прусса (2005, 2013, 2014); остальные же пилоты побеждали в моноприводе не более двух раз.
Наверняка неожиданностью для многих станет тот факт, что наиболее титулованным из «моноприводных» штурманов является девушка, Елена Бабич – в ее коллекции три победы подряд, в 2011, 2012 и 2013 годах. Таким же достижением может похвастаться и Василий Кобенок, который выигрывал «лиманы» в роли штурмана с 2017 по 2019 годы. По два раза побеждали в каком-либо моноприводном классе Владимир Щербаков, Ирина Пригодская, Степан Миронюк, Станислав Коцюбан и Вячеслав Стойчев.
Отдельно стоит рассмотреть достижения экипажа Станислава Прусса и Михаила Горшкова, который является в своем роде уникальным по своей взаимозаменяемости. По сути, на счету этого тандема – четыре победных сезона (2013, 2014, 2016, 2018), где в половине случаев за рулем был Прусс, а в половине – Горшков. Интересно, что кроме Стаса и Миши только один спортсмен может похвастаться тем, что выигрывал «лиманы» и как пилот, и как штурман – это опытнейший Игорь Сторчак (2004 год – титул в зачете первых пилотов, 2010 – в зачете вторых пилотов).
В заключение – пару слов о самых молодых чемпионах и победителях Кубка Лиманов. Как уже не раз говорилось, самым молодым абсолютным чемпионом Украины по мини-ралли является Денис Лохман, завоевавший этот титул в 19 лет и 4 месяца. Однако если принимать во внимание также победы в отдельных зачетных классах, то рекорд принадлежит не ему, а Владиславу Середенко, который выиграл «лиманы» в классе Р6 в возрасте 15 лет и 9 месяцев! Самым же молодым среди штурманов-чемпионов является Денис Шаповалов, завоевавший титул в классе Р5 в возрасте 17 лет и 10 месяцев.
Автор © Володимир Некрасов
Фото © Денис Сисин, Владимир Некрасов