13:18 01 Червня 2020

10 лет спустя: Кубок Шаповалова

Одним из непременных атрибутов украинского ралли 10-летней давности были гонки Кубка Лиманов, проходившие в окрестностях села Мариновка.

АвторВолодимир НекрасовВолодимир НекрасовПрофіль »

Молодое поколение спортсменов и болельщиков может и не знать того, что именно Мариновка по праву должна считаться настоящей колыбелью «лиманов». Лишь один, самый первый этап зарождающейся серии прошел непосредственно в Одессе – но уже со второго этапа «лиманы» прочно обосновались в Мариновке, небольшом селе в 40 километрах от Южной Пальмиры.

Поначалу трасса, продолженная в окрестностях села, имела длину 5 км, но с годами постепенно увеличилась до восьми, а впоследствии – и до 13 км. Поскольку организаторы постоянно меняли конфигурацию дороги, она не надоедала участникам; а близость Одессы существенно упрощала вопросы логистики и проживания. В итоге, за период с 2004 по 2009 год в Мариновке прошло 16 гонок Кубка Лиманов, причем в 2005 году все семь (!) этапов серии прошли именно тут.

Подробнее: история Кубка Лиманов с 2004 по 2009 год

До 2006 года гонки в Мариновке не имели каких-либо уникальных названий, отличаясь только порядковыми номерами. Поэтому, когда в 2009 году возникла идея присвоить соревнованию имя собственное, организаторы, недолго думая, назвали его Shapovalov Rally Cup, т.е. Кубок Шаповалова. Это было вполне оправданно еще и потому, что гонка 2009 года проходила непосредственно в день рождения главного идеолога турнира, Виктора Шаповалова. Отметим, что выиграл ее днепровский пилот Александр Фельдман, ставший впоследствии и победителем всего Кубка Лиманов 2009 года.

По данной аналогии было запланировано и «второе издание» Кубка Шаповалова, намеченное на 28-29 мая 2010 года. Поскольку к этому времени в Украине стартовал уже и чемпионат по классическому ралли, на «лиманы» приехали не все быстрейшие спортсмены страны – тем не менее, на старте собралось 37 экипажей, из которых 10 представляли топовый класс Р8. Для понимания: больше участников в том году собирали только наиболее престижные этапы чемпионата – «Чумацкий Шлях», «Александров Ралли» и «Ялта».

Изначально фаворитами Кубка Шаповалова считались одесские спортсмены Игорь Чаповский и Юрий Кочмар – именно они и повели борьбу за победу с самого старта. Однако в ход событий вмешалась капризная погода – на трассу обрушился ливень, и лидеры, стартовавшие на грунтовой резине, катастрофически замедлились. В то же время те, кто успел быстро сориентироваться и выехать из сервиса на покрышках КХ (или зимних расшипованных шинах), получили огромное преимущество в скорости.

Подробнее: обзор событий Кубка Шаповалова 2010 года

В итоге, когда гонка была остановлена, а результаты зафиксированы по финишу СУ4, выяснилось, что победителем весьма неожиданно стал будущий чемпион Европы по ралли, а тогда просто молодой одессит Виталий Пушкарь (кстати, в той гонке его штурманом был не кто иной, как Александр Салюк-младший). Фавориты – Чаповский и Кочмар – оказались лишь на третьей и шестой позициях соответственно, а второе место в абсолюте занял напарник Пушкаря по команде Sana Plus Дмитрий Роткевич. Отметим, что это был первый и единственный дубль в истории одесской команды!

«Серебряный» финиш Роткевича имел весьма неожиданные последствия при подсчете очков на финише сезона. Поскольку Дмитрий занял столь высокое место на моноприводном кит-каре, все финишировавшие за ним пилоты полного привода получили разное количество очков в абсолюте и классе Р8. Как следствие, по итогам пяти этапов оказалось, что в абсолютном зачете Кубок Лиманов выиграл Игорь Чаповский – тогда как в полноприводном классе Р8 победителем стал Юрий Кочмар! Это был первый и пока единственный случай, когда имена победителей абсолюта и класса Р8 не совпали…

Вместе с тем, описываемая гонка имела и другие последствия для Кубка Лиманов. Прошедший ливень размыл не только трассу, но и подъезды к ней. Как следствие, многочисленные зрительские машины застревали в лужах и блокировали дорогу; наиболее нетерпеливые начали объезжать застрявших, уничтожая посевы на мариновских полях… В итоге, как утверждают слухи, это настолько ухудшило отношения организаторов с местными властями, что с тех пор ни одной раллийной гонки на трассе в Мариновке не прошло.

Впрочем, как мы знаем, «лиманы» достаточно быстро обосновались на соседней трассе около села Севериновка. Что же касается Кубка Шаповалова, то гонка с таким названием прошла еще раз, в 2014 году – правда, в Николаеве. Интересно, что ее выиграл как раз-таки Юрий Кочмар – но это уже совсем другая история…

Фото © Владимир Некрасов

Читайте також:
Ралі в соцмережах

Авто для ралі

  • 255 110 Melnichuk 001
  • 255 110 Pushko 002
ТОП-Відео

Всі права на матеріали, розміщені на сайті Rally.in.ua, охороняються відповідно до законодавства про авторське право та суміжні права. При будь-якому використанні матеріалов сайту, гіперпосилання (hyperlink) на www.rally.in.ua є обов’язковим.

Контакти

Політика конфіденційності

Copyright © Ралі в Україні